Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2841
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 12.03.2008 по делу N А24-2315/2007 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению индивидуального предпринимателя А.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным решения от 01.06.2007 N 12-13/114/18600.
Резолютивная часть постановления от 23 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2008 года.
Индивидуальный предприниматель А.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - налоговый орган, инспекция) от 01.06.2007 N 12-13/114/18600 в части доначисления ему налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2004 год в сумме 23092,82 руб. и за 2005 год в сумме 49893,19 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004 год в сумме 19519 руб. и за 2005 год в сумме 71425,63 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) за 2004 год в сумме 24683,71 руб. и за 2005 год в сумме 13731,11 руб., а также соответствующие указанным суммам налога пени и штрафы.
Решением суда от 12.03.2008 требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Судебный акт мотивирован тем, что при определении налогооблагаемой базы по спорным налогам налогоплательщиком правомерно не учтены суммы, выплаченные покупателям за возвращенные товары.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по кассационной жалобе инспекции, которая просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган указывает, что представленные налогоплательщиком документы (акты, чеки на возврат товара покупателям) правомерно не были приняты инспекцией при определении общей суммы налога, поскольку не были учтены в регистрах банковского учета (книге кассира-операциониста). Кроме этого, в нарушение налогового законодательства предпринимателем вообще не велись книги учета доходов и расходов, книги покупок и продаж.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Инспекция ходатайством от 17.07.2008 N 04-20/17391 просила рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на добавленную стоимость, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, единого налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, о чем составлен акт от 04.05.2007 N 12-13/99ДСП.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки инспекцией принято решение N 12-13/144/18600 от 01.06.2007, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 232109,32 руб. Кроме этого, предпринимателю предложено уплатить суммы налоговых санкций, недоимку по налогам в размере 300162,39 руб. и пени за несвоевременную уплату этих налогов в сумме 66390 руб.
Основанием для доначисления налогов послужило занижение общей суммы дохода в связи с неполным отражением в налоговой декларации выручки, полученной от реализации товаров. Инспекция посчитала, что исключение из суммы доходов денежных средств, выплаченных покупателям за возвращенный товар, необоснованно.
Не согласившись с указанным решением в части доначисления НДФЛ за 2004 год в сумме 23092,82 руб. и за 2005 год в сумме 49893,19 руб., НДС за 2004 год в сумме 19519 руб. и за 2005 год в сумме 71425,63 руб., ЕСН за 2004 год в сумме 24683,71 руб. и за 2005 год в сумме 13731,11 руб., а также соответствующие указанным суммам налога пени и штрафы, предприниматель оспорил его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, и пришел к правильному выводу о несоответствии решения инспекции Налоговому кодексу Российской Федерации.
Признавая недействительным решение налогового органа в оспоренной части, суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 207, пунктом 1 статьи 143, подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ предприниматель является плательщиком НДФЛ, НДС и ЕСН.
В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции, связанные с реализацией товаров на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии со статьей 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме.
Пунктом 3 статьи 237 НК РФ налоговая база по ЕСН налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что при реализации предпринимателем товаров населению часть сделок не состоялась, денежные средства были возвращены покупателям, в связи с чем предприниматель правомерно не включил в налоговую базу указанные суммы. Нарушение предпринимателем действующего налогового законодательства, а именно: неведение книг учета доходов и расходов, книг покупок и продаж, - не может служить основанием для доначисления налогов, поскольку заявителем представлены первичные документы (заявления покупателей о возврате товара, чеки, акты), подтверждающие возврат денежных средств покупателям по несостоявшимся сделкам.
Вместе с тем судом сделан правильный вывод о том, что налоговый орган при вынесении решения неправомерно руководствовался Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, и Методическими рекомендациями по учету оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5, поскольку указанные документы не являются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, так как изданы органами, не уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов. Также суд обоснованно указал на неправомерность ссылки инспекции в своем решении на нарушение предпринимателем Порядка учета доходов и расходов, утвержденного Приказом Минфина РФ И МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, так как указанный документ не регулирует вопросы возврата товара покупателям.
Усмотрев несоответствие выводов, изложенных в оспариваемом решении нормам действующего законодательства, суд оценил имеющиеся в деле доказательства и пришел к выводу о подтверждении обоснованности невключения предпринимателем в налоговую базу денежных средств, возвращенных покупателям по несостоявшимся сделкам. Таким образом, у налогового органа не имелось оснований для доначисления НДФЛ, НДС и ЕСН по указанным основаниям за спорный период и привлечения предпринимателя к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда о признании оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным основано на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установленных обстоятельствах дела и имеющихся в нем доказательствах.
На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого по делу решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.03.2008 по делу N А24-2315/2007 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2008 г. N Ф03-А24/08-2/2841
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании