Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2860
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю - Кириленко В.В., представитель по доверенности N 12/001008 от 14.07.2008; Бойченко И.В., представитель по доверенности N 12/00834 от 04.02.2008, рассмотрел в судебном заседаний кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю на решение от 29.02.2008, постановление от 26.05.2008 по делу N А51-13357/2007 37-249 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ш" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю о взыскании процентов в сумме 591764,11 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Ш" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) процентов в сумме 591764,11 руб. за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 29.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2008, заявленные требования в требуемой сумме удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган несвоевременно произвел возврат НДС в сумме 2179833 руб. Спора по сумме налога нет, так как обязанность возвратить налог установлена решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11606/2005 8-426.
Не согласившись с судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит принятые по делу судебные акты отменить и в удовлетворении требований предприятия отказать. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суд не учел, что предприятие признано в установленном порядке несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсная масса сформирована без учета суммы 2179883 руб., следовательно, несвоевременный возврат налога не причинил убытков должнику-банкроту. Кроме того, предприятие могло обратится в суд с заявлением о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями налогового органа в порядке статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом в судебном разбирательстве по делу участия не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя инспекции, проверив правильность применения судом норм материального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.01.2005 предприятие обратилось в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по НДС в сумме 2179883 руб., образовавшуюся в результате подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за 2003 год.
Письмом от 24.01.2005 N 03/567 налоговый орган отказал в удовлетворении заявления.
Предприятие оспорило действие налогового органа в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2006 по делу N А51-11606/2005 8-426 суд обязал инспекцию принять решение о возврате НДС в сумме 2179883 руб. Решение вступило в законную силу, в установленном законом порядке не отменено. 01.06.2007 НДС в спорной сумме фактически перечислен на расчетный счет предприятия.
Так как НДС возвращен несвоевременно, предприятие обратилось с настоящем заявлением в арбитражный суд, с учетом уточнения требований, указав период просрочки возврата налога с 20.02.2005 по 31.05.2007.
Суд, удовлетворяя в данный части заявленные требования, правомерно исходил из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ редакции, действовавшей в спорный период, которым установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и статьи 176 Кодекса, определившей порядок возмещения НДС из бюджета. Согласно пункту 3 указанной выше статьи, по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма налога, которая была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Возврат производится по решению налогового органа о возврате налога, которое подлежит принятию в течение двух недель после получения заявления налогоплательщика. Данное решение в этот же срок направляется в соответствующий орган Федерального казначейства, осуществляющего возврат налога. Возврат производится в течение двух недель со дня получения решения налогового органа. В случае, если решение не получено по истечении семи дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении сроков возврата на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Поскольку предприятием соблюдены условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 176 НК РФ, последним подано письменное заявление, а вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2006 по делу N А51-11606/2005 8-426 подтверждено право предприятия на возвращение из бюджета НДС в сумме 2179883 руб. по уточненным налоговым декларациям за 2003 год, то арбитражный суд обоснованно признал правомерным взыскание процентов за несвоевременный возврат спорной суммы НДС из бюджета.
Являются необоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о том, что предприятие обратилось с ненадлежащим заявлением, так как, в данном случае, по его мнению, речь идет об убытках, понесенных предприятием вследствие несвоевременного возврата налога.
Действительно, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Вместе с тем, данная норма права применению не подлежала, так как предприятие не обратилось за взысканием убытков, а заявило о взыскании процентов за не своевременный возврат налога, что прямо предусмотрено статьей 78 НК РФ. Начисление указанных выше процентов не является формой компенсации убытков в смысле, придаваемом ему статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой под убытками понимается реальный ущерб и упущенная выгода.
Налоговый кодекс Российской Федерации прямо предусматривает выплату процентов за несвоевременное выполнение функций по возмещению налоговых вычетов органами Федеральной налоговой службы в качестве компенсации материальных и нематериальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.
Законодательство Российской Федерации в области налогов и сборов нацелено на установление баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает выплату процентов за просрочку получения налоговой выгоды с незаконными задержками со стороны налоговых органов выплаты причитающихся вычетов.
Не имеет правового значения и довод налогового органа о том, что предприятие признано несостоятельным (банкротом), так как это не влияет на его право на возврат излишне уплаченного в бюджет налога и взыскание процентов за их несвоевременный возврат, поскольку предприятие продолжает осуществлять хозяйственную деятельность, а формирование конкурсной массы продолжается до закрытия конкурсного производства, что регламентировано статьей 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).
При изложенных выше обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.02.2008, постановление апелляционной инстанции от 26.05.2008 по делу А51-13357/2007 37-249 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2008 г. N Ф03-А51/08-2/2860
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании