Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3079
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от государственного предприятия "41 Лесопромышленный комбинат" Министерства обороны Российской Федерации - Пасютин В.И., и.о. начальника по приказу от 15.07.08 N 70; от Управления Росприроднадзора по Приморскому краю - Калачев С.Г., представитель по доверенности от 03.12.2007 N 68; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия "41 Лесопромышленный комбинат" Министерства обороны Российской Федерации на постановление от 31.03.2008 по делу N А51-13435/2007 20-269 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению государственного предприятия "41 Лесопромышленный комбинат" Министерства обороны Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административных наказаний.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2008 года.
Государственное предприятие "41 Лесопромышленный комбинат" Министерства обороны Российской Федерации (далее - государственное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными и отмене вынесенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - административный орган, Росприроднадзор) постановлений от 20.11.2007 о назначении административных наказаний NN 02-08-216/01, 02-08-216/02, 02-08-216/03, 02-08-216/04, 02-08-216/05, 02-08-216/06, 02-08-216/07, 02-08-216/08, 02-08-216/09, 02-08-216/10, предусмотренных статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.01.2008 постановления Росприроднадзора признаны незаконными и отменены. Суд, признав доказанными факты административных правонарушений, выразившихся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, применил положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободил государственное предприятие от административной ответственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2008 решение суда отменено на том основании, что вменяемые государственному предприятию административные правонарушения не могут быть признаны малозначительными, поскольку объектом посягательства таких правонарушений является общественная безопасность, в данном конкретном случае - пожарная безопасность, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований суд второй инстанции отказал.
Не согласившись с принятым постановлением, государственное предприятие подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя жалобы, поддержанной его представителем, судом первой инстанции обоснованно сделаны выводы о наличии оснований для признания административных правонарушений малозначительными, а апелляционная инстанция неправильно применила положения КоАП РФ, предусматривающие возможность освобождения от административной ответственности.
Росприроднадзор в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании возражают против отмены постановления, считая его законным, принятым с правильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, постановлениями от 20.11.2007 Ms 02-08-216/01, 02-08-216/02, 02-08-216/03, 02-08-216/04, 02-08-216/05, 02-08-216/06, 02-08-216/07, 02-08-216/08, 02-08-216/09, 02-08-216/10 государственному предприятию Росприроднадзором назначены административные наказания, предусмотренные статьей 8.32 КоАП РФ за правонарушения, выразившиеся в невыполнении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 N 886. В обоснование вмененных правонарушений в постановлениях указано, что государственным предприятием не выполнены требования по очистке мест рубок, захламлены просеки и границы лесосек.
Полагая, что без достаточных оснований унитарное предприятие административным органом признано виновным в совершенных правонарушениях, повлекших наложение штрафов в сумме 20000 рублей по каждому из постановлений, они оспорены в судебном порядке.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о доказанности материалами дела фактов совершения государственным предприятием административных правонарушений, и в кассационной жалобе выводы судов о наличии оснований для признания заявителя совершившим рассматриваемые правонарушения не оспорены. Государственное предприятие считает неправомерным постановление апелляционной инстанции в части выводов относительно отсутствия правовых оснований для освобождения его от административной ответственности по правилам статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы были предметом проверки судом кассационной инстанции, но отклонены как несостоятельные. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Проверив наличие оснований для признания государственного предприятия виновным в совершении вмененных административных правонарушений, и, обосновывая в этой связи выводы, суд апелляционной инстанции посчитал, что по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ по рассматриваемому спору, исходя из объекта вмененных правонарушений, к малозначительности не могут быть отнесены факты выявленных нарушений требований пожарной безопасности в лесах, представляющих угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ, малозначительность административного правонарушения является оценочным понятием, применяемым судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, а согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке кассационной инстанцией выводы суда апелляционной инстанции в данной части не подлежат.
Принимая во внимание изложенное, постановление апелляционной инстанции от 31.03.2008 подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 31.03.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13435/2007 20-269 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3079
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании