Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 августа 2008 г. N Ф03-А80/08-1/3144
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел материалы дела N А80-29/2008 (б) Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Федеральной налоговой службы о признании общества с ограниченной ответственностью "Передовые технологии" несостоятельным (банкротом).
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Передовые технологии" (далее - общество) несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника на основании статей 227, 230 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Резолютивная часть постановления от 12.08.2008. Полный текст постановления изготовлен 13.08.2008.
Заявление обосновано тем, что отчетная документация, предусмотренная законодательством о налогах и сборах, не сдается обществом с 01.10.2004; сведения об операциях по его банковским счетам за последние 12 месяцев до подачи в суд заявления отсутствуют и финансово-хозяйственная деятельность не ведется. Вместе с тем исключить общество из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в соответствии со статьей 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) не представляется возможным, так как после публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" решения о предстоящем исключении общества поступили возражения против этого Управления ФНС России по Чукотскому автономному округу в связи с наличием у общества задолженности по обязательным платежам на общую сумму 104923 руб. 14 коп. Проведение процедуры банкротства в отношении общества возможно, так как у него имеется имущество, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве и погашена задолженность по обязательным платежам.
Определением суда от 14.02.2008 заявление ФНС России возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ и статьи 44 Закона о банкротстве.
Определение мотивировано тем, что общество отвечает признакам недействующего юридического лица и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, установленном статьей 21.1 Закона о регистрации. Доказательств невозможности применения к обществу административного порядка прекращения уполномоченный орган не представил, а наличие у общества имущества не является безусловным обстоятельством, в силу которого заявление уполномоченного органа о признании банкротом должника, отвечающего признакам недействующего юридического лица, должно быть принято к производству суда.
Определением от 26.06.2008 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации на основании части 6 статьи 299 АПК РФ передал настоящее дело в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа для пересмотра определения суда первой инстанции в порядке кассационного производства.
Представители уполномоченного органа и общества, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность определения от 14.02.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов осуществляется производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.
Рассматривая заявление уполномоченного органа о признании ООО "Передовые технологии" банкротом и представленные в обоснование этого документы, арбитражный суд первой инстанции установил, что общество отвечает признакам недействующего юридического лица. Данный факт уполномоченным органом не оспаривается.
Из заявления уполномоченного органа и приложенных к нему документов следует, что 08.09.2006 Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Чукотскому автономному округу принималось и 13.09.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 36 (87) часть 2 публиковалось решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в административном порядке, однако в связи с поступившими 07.12.2006 возражениями Управления ФНС России по Чукотскому автономному округу против такого исключения ввиду наличия у общества задолженности по обязательным платежам решение о его исключении из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации не было принято.
Данные обстоятельства и документы, по мнению уполномоченного органа, свидетельствуют о невозможности применения административного порядка прекращения недействующего юридического лица.
Однако, как видно из определения от 14.02.2008, арбитражный суд не дал оценку указанным документам и, учитывая разъяснения, содержащиеся в абзаце третьем пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67, не рассмотрел доводы уполномоченного органа о невозможности применения в отношении общества административного порядка исключения из ЕГРЮЛ.
Следовательно, вывод суда о том, что уполномоченный орган не доказал невозможность исключения общества из ЕГРЮЛ в порядке, установленном статьей 21.1 Закона о регистрации, сделан без соответствующей оценки представленных заявителем доказательств, то есть с нарушением статьи 71 АПК РФ.
Отклоняя доводы уполномоченного органа и представленные им доказательства в подтверждение наличия у общества имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам, арбитражный суд указал на то, что наличие у общества имущества не является безусловным обстоятельством, в силу которого заявление уполномоченного органа о признании банкротом недействующего юридического лица подлежит принятию к производству суда.
Между тем вывод арбитражного суда о том, что общество как недействующее юридическое лицо даже при наличии у него имущества может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке ввиду отсутствия против этого возражений, предусмотренных пунктом 4 статьи 21.1 Закона о регистрации, является преждевременным, поскольку сделан без оценки доказательств и рассмотрения доводов уполномоченного органа о наличии таких возражений.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67, одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган, так как судом оценивается соотношение суммы расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника с размером требований уполномоченного органа к должнику.
Арбитражный суд не дал оценку доказательствам, представленным ФНС России в обоснование наличия у общества имущества; не установил, подтверждается ли ими наличие у общества достаточного имущества для покрытия расходов по делу о банкротстве и погашения требований уполномоченного органа; не дал оценку соотношению суммы расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника с размером требований уполномоченного органа к обществу, хотя это необходимо для установления наличия оснований для возвращения заявления ФНС России в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ и пунктом 1 статьи 44 Закона о банкротстве.
При изложенных обстоятельствах определение о возвращении заявления ФНС России подлежит отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 АПК РФ как принятое с нарушением норм процессуального права, а вопрос о принятии заявления к производству суда - направлению в тот же арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 14.02.2008 по делу N А80-29/2008 (б) Арбитражного суда Чукотского автономного округа отменить. Вопрос о принятии заявления направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2008 г. N Ф03-А80/08-1/3144
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании