Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего Давыдова Д.А, судей Ждановича Д.В, Мартыненко Ю.А, секретаре судебного заседания Кореневской Ю.В, с участием представителя административного истца Путилина Я.Ю, представителя административного ответчика - "данные изъяты" - Астафьевой Я.А, представителя административного ответчика - командира войсковой части N - Суковой Н.А, прокурора Сигаева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело Nа-83/2022 по апелляционной жалобе административного истца на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Клюева Александра Николаевича, оспаривающего действия командующего войсками "данные изъяты", связанные с основанием досрочного увольнения административного истца с военной службы.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого решения, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее командира войсковой части N, объяснения представителя административного истца в поддержку доводов, изложенных в апелляционной жалобе, объяснения представителей административных ответчиков, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела "данные изъяты" Сигаева М.А, полагавшего необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления Клюева А.Н, в котором он, полагая, что имеет право на досрочное увольнение по состоянию здоровья, оспорил приказ командующего войсками Восточного военного округа (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта в части основания увольнения.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный истец привел обстоятельства дела, сослался на подп. "б" п. 3 ст. 51 "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "б" п. 5 и п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а также п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. По мнению административного истца, решение суда первой инстанции не соответствует ч. 1 ст. 176 КАС РФ и положениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении".
Административный истец полагает, что увольнение с военной службы на основании подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы возможно только при невозможности назначения на другую воинскую должность и отсутствии других оснований для увольнения. В связи с этим военнослужащий, признанный ограниченно годным к военной службе после увольнения с таковой, имеет право на изменение основания увольнения.
Также автор жалобы обращает внимание, что сроки аттестации были нарушены, во время проведения аттестации обсуждались недостатки, допущенные им в служебной деятельности и освобождение его от занимаемой воинской должности. Вопрос о его досрочном увольнении с военной службы не поднимался, с протоколом заседания аттестационной комиссии он ознакомлен не был, лист беседы по итогам аттестации не составлялся. В связи с этим он, несмотря на неоднократные обращения к командованию, не реализовал свое право на прохождение военно-врачебной комиссии. Между тем он от прохождения военно-врачебной комиссии не отказывался.
В возражениях на апелляционную жалобу командир войсковой части N просит данную жалобу оставить без удовлетворения, поскольку Клюев А.Н, уволенный с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, не имеет права на изменение основания увольнения.
Рассмотрев дело и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия находит решение суда законными и обоснованными.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, приказом командующего войсками Восточного военного округа (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ N Клюев А.Н. досрочно уволен с военной службы на основании подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно заключению военно-врачебной комиссией федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N Клюев А.Н, направленный на освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части N признан ограниченно годным к военной службе. Данное заключение утверждено ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссией филиала N федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части N издал приказ (по строевой части) N которым исключил Клюева А.Н. из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Клюев А.Н. обратился к командиру войсковой части N с просьбой изменить основание увольнения его с военной службы на увольнение по состоянию здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части N разъяснил административному истцу, что поскольку он уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, то право выбора основания увольнения он не имеет.
В силу подп. "б" п. 3 ст. 51 "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "б" п. 5 и п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание офицера, имеют право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе.
Вместе с тем согласно подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "б" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. При этом, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, приведенные положения Федерального закона и Положения о порядке прохождения военной службы не содержат таких условий для досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, как невозможность назначения военнослужащего на другую воинскую должность и отсутствие других оснований для увольнения.
Содержание п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и п. 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, вопреки доводам административного истца, не предусматривают для Клюева А.Н. возможность права выбора основания увольнения с военной службы. Не имеет он права и на изменение основания увольнения после окончания военной службы, поскольку в силу п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы право выбора основания увольнения не распространяется на военнослужащих, в случае, когда увольнение с военной службы производится в связи с невыполнением условий контракта.
Доводы административного истца в части касающейся порядка проведения его аттестации являются беспредметными, поскольку порядок аттестации, а также заключение аттестационной комиссии Клюевым А.Н. в данном административном исковом заявлении не оспорены.
Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из п. 31 названного Порядка для подготовки кадровыми органами документов (материалов) к увольнению военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, заключение военно-врачебной комиссии не требуется.
В связи с этим доводы административного истца, касающиеся несовременного направления его командованием на военно-врачебную комиссию, основанием для изменения основания его увольнения с военной службы не являются.
Таким образом, основание увольнения Клюева А.Н. с военной службы изменению не подлежит, поэтому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления является правильным, а в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Клюева Александра Николаевича, оспаривавшего действия командующего войсками "данные изъяты", связанные с основанием досрочного увольнения административного истца с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.