Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/3193
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АТП-Артем" на решение от 31.03.2008 по делу N А51 -1612/2008 43-19 Арбитражного суда Приморского края, по иску Департамента дорожного хозяйства Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "АТП-Артем" о взыскании 10120 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2008. Полный текст постановления изготовлен 15.08.2008.
Департамент дорожного хозяйства Приморского края (далее-Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АТП-Артем" о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по краевым автомобильным дорогам общего пользования в размере 10120 руб.
Иск обоснован тем, что в 2005 году ответчик неоднократно нарушил правила перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам краевого значения, в связи с чем обязан компенсировать причиненный ущерб в размере цены иска на основании статьи 1064 ГК РФ, пункта 1.6 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996.
Решением от 31.03.2008 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован наличием предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика платы в размере цены иска, расчет которой признан судом соответствующим Положению о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденному Министерством транспорта Российской Федерации 30.04.1997.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "АТП-Артем" просит решение от 31.03.2008 отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приводит доводы о несогласии с расчетами платы за провоз тяжеловесного груза, в том числе о необоснованном отнесении принадлежащего ответчику грузового автомобиля одновременно к двум группам автотранспортных средств (А и Б) в рамках одной и той же перевозки, а также об отсутствии у краевого государственного предприятия "Примавтодор", работниками которого составлены акты о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе, полномочий на осуществление контрольных функций в области дорожного хозяйства.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебное заседание кассационной инстанции представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не явились.
Проверив законность решения от 31.03.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на пункте весового контроля "Уссурийский", расположенном на 7 км автомобильной дороги "Уссурийск-Пограничный", выявлено неоднократное нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов автотранспортным средством марки Маз 54323, государственный регистрационный номер М 151 ОК, принадлежащим ООО "АТП Артем", осуществляющим перевозку с превышением предельно допустимых весовых параметров без специального разрешения.
По факту нарушения составлены акты от 28.02.2005 N 1400, от 03.03.2005 N 1432, от 11.03.2005 N 1482, от 17.03.2005 N 1508, на основании которых произведены расчеты платы за провоз тяжеловесных грузов от 28.02.2005 N 7/2486, от 03.03.2005 N 7/2522, от 11.03.2005 N 7/2579, от 17.03.2005 N 7/2607 на общую сумму 10120 руб.
Поскольку указанная сумма ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" с 01.01.1996 введено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Порядок перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов, а также размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, установлены Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996 (далее - Инструкция), и Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденному Министерством транспорта Российской Федерации 30.04.1997.
Во исполнение указанных нормативных актов приказом Департамента от 21.05.2004 N 34-П утверждено Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по территориальным автомобильным дорогам Приморского края (далее - Положение, утвержденное приказом Департамента от 21.05.2004 N 34-П).
Согласно пункту 6 указанного Положения передвижение тяжеловесных транспортных средств по территориальным автомобильным дорогам общего пользования осуществляется только на основании специальных разрешений, выдаваемых отделом развития дорожного сервиса и использования полос отвода Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что на автомобиле марки Маз 54323, государственный регистрационный номер М 151 ОК, принадлежащем ООО "АТП Артем" на праве собственности, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по автомобильной дороге краевого значения "Уссурийск-Пограничный" с превышением допустимой общей и осевой нагрузки без специального разрешения и признал обоснованным требование истца о взыскании с ответчика платы за провоз тяжеловесного груза в размере 10120 руб. При этом суд исходил из обоснованности представленного истцом расчета платы.
Согласно пункту 9 Положения, утвержденного приказом Департамента от 21.05.2004 N 34-П, размер платы за провоз тяжеловесных грузов по территориальным автомобильным дорогам зависит от полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения.
Методика расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по территориальным автомобильным дорогам Приморского края предусмотрена приложением 2 к указанному Положению (далее - Методика). Этим же приложением установлены предельные значения полной и осевой массы автотранспортных средств 1 категории, от которых зависит отнесение автотранспортного средства к определенной группе (А или Б).
Как видно из имеющихся в деле актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось и расчетов платы за провоз тяжеловесных грузов, в них указаны параметры транспортного средства Маз 54323, государственный регистрационный номер М 151 ОК, допустимая полная масса 38 т и 28,5 т по группам автотранспортных средств А и Б.
При проверке расчетов указанной платы суд установил, что они составлены исходя из различной несущей способности дорожных одежд и сооружений участков автомобильной дороги протяженностью 52 км и 61 км, относящихся соответственно к группам А и Б.
Соглашаясь с такими расчетами, суд сослался на пункт 1.3 Инструкции, согласно которому пропуск крупногабаритных и тяжеловесных грузов разрешается по дорогам исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений.
Между тем пункт 1.3 Инструкции не связывает несущие способности дорожных одежд и сооружений с расчетом платы за провоз тяжеловесных грузов и не предусматривает деление автомобильных дорог на группы А и Б.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства о несущих способностях автомобильной дороги протяженностью 113 км по маршруту движения транспортного средства ответчика.
Согласно Методике плата за разовый провоз тяжеловесных грузов по территориальным автомобильным дорогам рассчитывается исходя из вида транспортного средства, перевозящего тяжеловесный груз, размеров превышения предельно допустимых значений полной массы указанного транспортного средства и (или) каждой осевой массы, протяженности маршрута.
Однако арбитражный суд не определил параметры и допустимую полную массу принадлежащего ответчику транспортного средства, не проверил правомерность его отнесения работниками пункта весового контроля одновременно к двум группам автотранспортных средств, а также соответствие расчета платы за провоз тяжеловесных грузов Методике.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для взыскания с ответчика платы в размере 10 120 руб. не соответствует закону, представленным в деле доказательствам и сделан по неполно исследованным обстоятельствам, в связи с чем решение от 31.03.2008 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить расчеты истца и дать оценку доводам ответчика о полномочиях работников пункта весового контроля "Уссурийский" по осуществлению контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований законодательства в области перевозок тяжеловесных грузов, исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и в зависимости от установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.03.2008 по делу N А51-1612/2008 43-19 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/3193
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании