Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 августа 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3241
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 24.04.2008 по делу N А04-905/08-12/54 Арбитражного суда Амурской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" к Управлению образования администрации Тындинского района, Министерству финансов РФ, 3-и лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Тындинского района, Министерство образования и науки Амурской области, о взыскании 2215423 руб. 57 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Управлению образования администрации Тындинского района о взыскании задолженности по договору от 25.12.2006 N 10 на оказание услуг по теплоснабжению в размере 774039 руб. и пеню в сумме 42260 руб. 04 коп., а также убытков в размере 1120148 руб. 98 коп., образовавшихся в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг за период 01.01.2007 по 31.12.2007 и 51653 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (учетом уточнения иска).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Тындинского района, Министерство образования и науки Амурской области.
Определением от 07.04.2008 суд привлек в качестве ответчиков Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области.
Решением суда от 02.06.2008 исковые требования удовлетворены. За счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу ООО "Ресурс" взыскано 1120148 руб. 98 коп. убытков на основании того, что из федерального бюджета в бюджет Амурской области в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Закона РФ "Об образовании", не передавались. Суд также взыскал на основании ст.ст. 544, 548 ГК РФ с Управления образования Тындинского района в пользу истца основной долг в размере 774039 руб. 57 коп. и 42260 руб. 04 коп. пени за период с 16.02.2007 по 16.01.2008 по договору от 25.12.2006 N 10 на оказание услуг по теплоснабжении, заключенному между ними.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит его отменить в части отнесенных на казну РФ убытков истца, в иске по отношению к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов организациям, предоставляющим льготные коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права с учетом доводов жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 ООО "Ресурс" предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг пенсионерам и педагогическим работникам работающим и проживающим в селе Соловьевск Тындинского района Амурской области.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 1120148 руб. 98 коп. заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорный период, списком граждан-льготников, расчетами сумм по каждому льготнику с указанием места проживания, размера предоставляемых льгот, актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2008, подписанным сторонами без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-03 "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения для чего в областных бюджете Законом о бюджете Амурской области на соответствующий год утверждены целевые средства, из которых в бюджет Тындинского муниципального района выделено 65058 тыс. руб., из которых Соловьевскому сельсовету на социальную поддержку педагогических работников в 2007 году выделено 5099 тыс. руб., и которые не обеспечили потребность в них района.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), а последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Тындинского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1120148 руб. 98 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ, обоснованно отказав во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.04.2008 по делу N А04-905/08-12/54 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 августа 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3241
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании