Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3362
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от индивидуального предпринимателя Гудзя В.А. - Андреева Н.Ю., представитель по доверенности от 21.12.2007 б/н, от Гродековской таможни - Пономаренко О.В., представитель по доверенности от 25.12.2007 N 06-09/9682, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гудзя Валерия Алексеевича на решение от 17.01.2008, постановление от 14.05.2008 по делу N А51-5072/07 29-175 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Гудзя Валерия Алексеевича к Гродековской таможне о взыскании процентов за несвоевременный зачет излишне уплаченных таможенных платежей.
Резолютивная часть постановления от 13 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2008 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратился индивидуальный предприниматель Гудзь Валерий Алексеевич (далее - предприниматель) с заявлением, с учетом уточнения, о взыскании с Гродековской таможни (далее - таможня, таможенный орган) 24687,69 руб. процентов за производство несвоевременного зачета излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 322282,09 руб., начисленных за период с 17.06.2006 по 20.02.2007.
Решением суда от 17.01.2008 требования предпринимателя удовлетворены в части взыскания процентов в размере 7085,79 руб., начисленных за период с 09.12.2006 по 20.02.2007. Требования о взыскании процентов на сумму 17601,90 руб., начисленных за период с 17.06.2006 по 08.12.2006, оставлены без удовлетворения. В части взыскания процентов в сумме 1695,29 руб. производство по делу прекращено в связи с отказом предпринимателя от заявленных требований в указанной части. Судебный акт мотивирован тем, что решение о возврате таможенных платежей должно быть принято таможенным органом в месячный срок с момента получения ответа из ФТС России о возможности принятия спорных сертификатов для применения тарифных преференций, который истекал 08.12.2006.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2008 решение суда изменено, требования предпринимателя удовлетворены в части взыскания процентов за несвоевременный зачет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 24687,69 руб. При этом суд второй инстанции указал, что в своем решении суд первой инстанции правильно определил дату окончания периода начисления процентов - 20.02.2007, однако ошибочно посчитал, что исчисление процентов за несвоевременное произведение зачета начинается с 09.12.2006, полагая, что право зачета у предпринимателя возникло по истечении месяца со дня получения Гродековской таможней письма ФТС от 08.11.2006.
В кассационной жалобе таможенный орган предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение. По мнению заявителя жалобы у таможни отсутствовали основания для зачета таможенных платежей по первоначальному заявлению предпринимателя от 16.05.2006 ввиду непредставления тарифных преференций по сертификатам формы "А" в связи с направлением их в Федеральную таможенную службу для дальнейшей проверки. Возможность проведения такого зачета появилась у таможенного органа лишь с момента принятия решения о предоставлении тарифных преференций, то есть с 19.01.2007.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что таможенное законодательство предусматривает взыскание процентов при несвоевременном возврате излишне уплаченных таможенных платежей, тогда как предприниматель требует взыскание процентов за несвоевременный зачет таких платежей. Изложенные в кассационной жалобе доводы поддержаны представителем таможни в заседании суда кассационной инстанции.
Предпринимателем в отзыве на кассационную жалобу и его представителем в судебном заседании доводы жалобы отклонены, постановление апелляционной инстанции предложено оставить без изменения как соответствующее нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не установила оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, во исполнение контракта от 01.11.2005 N HLSF-100, заключенного с торговой экономической компанией ООО "Ли Хуа" (Китай), предприниматель в период с 06.02.2006 по 18.02.2006 ввез на территорию Российской Федерации плодовоовощную продукцию, на которую сертификаты страны происхождения товара формы "А" представлены не были, преференциальный режим не заявлялся, в связи с чем таможенная пошлина была уплачена в полном объеме.
В целях зачета излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей декларант 16.05.2006 обратился в таможню с заявлением от 08.05.2006 N 4, приложив к заявлению сертификаты формы "А", проверив которые таможня выявила нарушения порядка их заполнения, в связи с чем пришла к выводу, что преференциальный режим восстановлению не подлежит.
Предприниматель письмом от 18.08.2006 N 17-28/4892 уведомлен, что сертификаты направлены в Федеральную таможенную службу для их дальнейшей проверки, возврат излишне уплаченных таможенных платежей будет осуществлен при условии получения положительного решения по спорным сертификатам и восстановлению преференциального режима.
Ответ ФТС России о возможности восстановления преференциального режима поступил в таможню 08.11.2006, после чего предпринимателю предложено вновь обратиться с заявлением о возврате сумм восстановленных тарифных преференций. Рассмотрев повторное заявление предпринимателя, таможня приняла решение от 21.02.2007 N 18 Б о частичном зачете денежных средств, согласно которому в счет будущих платежей зачтены денежные средства в размере 322282,09 руб.
Полагая, что таможней нарушены сроки зачета излишне уплаченных таможенных платежей, предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании процентов.
Пунктом 1 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что сертификат о происхождении товара -документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами* или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 479 утверждено Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, подписанное в г. Москве 12 апреля 1996 года, в соответствии с пунктом 5 которых в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию - сертификат о происхождении товара по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций.
Пунктом 12 Правил определения происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, установлены требования по заполнению,сертификатов.
Исходя из буквального толкования пункта 4 статьи 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара удостоверяет, что товары, на которые оформлен этот сертификат, происходят из данной страны, а при наличии представления ненадлежащим образом оформленного сертификата, в случаях, предусмотренных названной правовой нормой ТК РФ, таможенный орган наделен правом обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат с просьбой предоставить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Согласно пункту 3 Приказа ГТК России от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" таможенные органы применяют в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации (приложение 2), ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации.
В развитие указанной нормы Распоряжением ГТК РФ от 13.05.2003 N 223-Р в обязанности таможенных органов вменена обязанность по направлению оригиналов сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки, в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам, при этом преференциальный режим до окончания проверки к товарам не применяется.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны и должен содержать: письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения; а также письменное, удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
Оценив материалы дела, суд обеих инстанций сделал правильный вывод о том, что в отношении товара, ввезенного в рамках контракта N HLSF-100, предприниматель выполнил требования, необходимые для представления льготы, так как при рассмотрении дела было установлено, что страной происхождения спорного товара является Китай, на который распространяется тарифный преференциальный режим, и не установил фактов ненадлежащего заполнения декларантом граф сертификатов.
В соответствии со статьей 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанная сумма подлежит возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган, на счет которого были перечислены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Одним из оснований возврата таможенных пошлин, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 356 ТК РФ, является восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
Таким образом, заявление о возврате таможенных пошлин может быть подано одновременно с представлением сертификатов о происхождении товаров в целях восстановления преференциального режима. То обстоятельство, что в отдельных случаях сертификаты формы "А" требуют проверки, само по себе, не свидетельствует о преждевременности подачи заявления о возврате (зачете) таможенных пошлин и не освобождает таможенный орган от рассмотрения заявления по существу.
При изложенных обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что таможне надлежало рассмотреть первоначальное заявление предпринимателя от 08.05.2006. Довод таможни о необходимости написания повторного заявления после восстановления преференциального режима в рассматриваемом случае является неправомерным.
При определении срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей в случае восстановления преференциального режима суд правомерно исходил из положения пункта 4 статьи 355 ТК РФ, согласно которому общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В случае несвоевременного возврата денежных средств таможенный орган обязан возвратить указанные суммы с начисленными на них процентами за каждый день нарушения срока возврата. Порядок возврата излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. При нарушении срока возврата излишне уплаченных налогов проценты на указанную сумму начисляются за каждый день нарушения срока возврата.
Установив нарушение данного' срока, суд второй инстанции правомерно взыскал с Гродековской таможни проценты за несвоевременный зачет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 24687,69 руб. за период с 17.06.2006 по 20.02.2007.
На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 14.05.2008 по делу N А51-5072/07 29-175 Арбитражного суда Приморского края с учетом определения от 05.06.2008 об исправлении опечаток оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3362
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании