Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2022 года по административному делу N 2-7714/2021 по административному исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района к ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Усть-Куломского района Республики Коми обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее также - Учреждение) обязанности в срок до 1 сентября 2022 года организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы) поверхности проезжей части автомобильной догори "Сыктывкар-Троицко-Печорск" на участках дороги с км 181+500 по км 182, с км 207+700 по км 222, с 256+600 по 257, указав в обоснование требований, что административным ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности, чем создается угроза для жизни и здоровья людей.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2022 года, административное исковое заявление прокурора Усть-Куломского района удовлетворено.
На ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложена обязанность в срок до 1 сентября 2022 года организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы) поверхности проезжей части автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" на участках с км 181+500 по км 182, с км 207+700 по км 222, с 256+600 по 257 в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017.
В кассационной жалобе ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2022 года, поданной через суд первой инстанции 23 мая 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 2 июня 2022 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов.
Податель кассационной жалобы, ссылаясь на отсутствие у Учреждения возможности самостоятельно исполнить решение суда, полагает необоснованными выводы судов об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле в качестве административного соответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Учредителем ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Указывает, что к полномочиям названного Министерства отнесены разработка и утверждение перечней объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и занимается вопросами бюджетного финансирования дорожной деятельности. Учреждение имеет правовое основание для заключения государственных контрактов в случае включения Министерством данных мероприятий в перечень капитального ремонта и доведения до Учреждения лимитов бюджетных обязательств по конкретному объекту.
Относительно кассационной жалобы ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движении являются приоритет жизни к здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по. обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной прокуратурой Усть-Куломского района Республики Коми проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием проезжей части автомобильной догори "Сыктывкар -Троицко-Печорск" на участках с км 181+500 по км 182, с км 207+700 по км 222, с 256+600 по 257 установлено, что указанный участок дороги находится в ненадлежащем состоянии.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги (улицы), железнодорожного переезда ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району от 13.05.2021 г. на спором участке дороги по все площади имеются выбоины, просадки, проломы, размеры которых составляют: по длине - 2 м, ширине - более 2, 5 м, глубине - более 15 см, площадью больше 5 кв.м.
Постановлением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 20 июля 2021 года по делу N 5-270/2021 по факту выявленных недостатков дорожного покрытия ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" признано виновном в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Автомобильная дорога "Сыктывкар - Троицко-Печорск" является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, находится в собственности Республики Коми и в оперативном управлении ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Разрешая административное дело, суды нижестоящих инстанций правомерно руководствовались положениями статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5.2.4 ГОСТа 33220-2015 "Межгосударственный Стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017, регулирующими спорные правоотношения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что спорный участок автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" не отвечает требованиям ГОСТов, и это влечет нарушение требований безопасности дорожного движения, создает предпосылки возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни здоровью неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Усть-Куломского района Республики Коми административных исковых требований к ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", на которое возложены функции по содержанию вышеуказанной автомобильной дороги.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, соответствующими обстоятельствам дела и сделанными при правильном применении норм материального права, соблюдении норм процессуального права, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Выводы судов о том, что именно Учреждение является надлежащим административным ответчиком следует признать правильными
Согласно Уставу ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной настоящим уставом компетенции.
Учитывая то, что, функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми согласно пункту 17 Устава ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" осуществляет Учреждение, вопреки доводам кассационной жалобы, именно Учреждение является надлежащим административным ответчиком по административным исковым требованиям прокурора.
Поскольку спорная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", ответственного за содержание, ремонт и обеспечение безопасности движения на дорогах, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части устранения выявленных недостатков на Учреждение.
ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам, на которые указывает податель кассационной жалобы, подлежат разрешению в порядке, уставленном главой 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.