Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорого Республики Коми" (далее - ГКУ РК "УправтодорКоми") на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 марта 2022 года по административному делу N 2а-6360/2021 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Прилузского района Республики Коми к ГКУ Республики Коми "УправтодорКоми" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Прилузского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о возложении обязанности обеспечить и организовать в срок до 1 ноября 2021 года на участке 00 км. +220м. -00 км. +760м. автодороги "подъезд к с. Объячево" от автодороги "Вятка", проходящей в границах с. Объячево стационарное электрическое освещение и тротуары с обеих сторон автодороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ввиду бездействия административных ответчиков на указанном участке автомобильной дороги не обеспечивается безопасность дорожного движения, поскольку отсутствие освещения, а также пешеходных тротуаров в населенном пункте создает угрозу возникновения ДТП с участием пешеходов, что ранее (4 июня 2021 года) уже служило основанием для привлечения ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог" к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил, исключив из числа ответчиков Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и адресовав их исключительно к ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", на которое просил возложить обязанность по приведению автодороги, проходящей в границах с.Объячево, в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 1 августа 2022 года.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 марта 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
На ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог" и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность в срок до 1 августа 2022 года обеспечить и организовать на участке 00 км. +220м. -00 км. +760м. автодороги "подъезд к с. Объячево" от автодороги " Вятка", проходящей в границах с. Объячево, стационарное электрическое освещение и тротуары с обеих сторон автодороги в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
В кассационной жалобе, поданной через Сыктывкарский городской суд Республики Коми 23 мая 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 2 июня 2022 года, ГКУ РК "УправтодорКоми" со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ГКУ РК "УправтодорКоми", либо о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по содержанию указанного в административном иске участка дороги, в том числе и на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, которое, по мнению подателя жалобы, необоснованное исключено из состава ответчиков. Выражает несогласие и с установленным судами сроком исполнения возложенной обязанности, указывая, что при условии внесения Министерством работ по капитальному ремонту в соответствующие Перечни и соблюдения всех необходимых процедур, установленных законом, решение суда не сможет быть исполнено ранее, чем через полтора года.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"), подпункта 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), пункта 5.2.4 ГОСТа 33220-2015 "Межгосударственный Стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса Российской Федерации и установив, что спорный участок дороги не отвечает требованиям ГОСТов, и это влечет нарушение требований безопасности дорожного движения, создает предпосылки повышения возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни здоровью неопределенного круга лиц, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований к ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", исходя из того, что именно на это учреждение возложены функции по содержанию спорного участка дороги.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог и правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог и правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункту 1, 6, 11, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона N 257-ФЗ).
Таким органом исполнительной власти Республики Коми является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, которое в соответствии с Положением о нем, утверждённым постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение), исполняет функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, организации дорожного движения на территории Республики Коми, управления и распоряжения автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются, в частности, разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Для реализации указанных задач Министерство исполняет следующие государственные функции: разрабатывает и утверждает перечни объектов и
мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности, управляет и распоряжается автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми: исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере деятельности Министерства и реализации возложенных на него функций.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектов Российской Федерацией, муниципальным образованием может быть создано учреждение. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 28 декабря 2014 года N 534 создано ГКУ РК "УправтодорКоми" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми дорожный надзор".
Как установлено судами, на участке автодороги 00 км. +220м. до 00 км. +760м. "подъезд к с. Объячево" от автодороги "Вятка", проходящей в границах с. Объячево в нарушение пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение проезжей части автодороги, а в нарушение пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары с обеих сторон автодороги, что подтверждено актом выявленных недостатков, составленным должностным лицом ДПС ГИБДД ОМВД РФ по Прилузскому району 21 июня 2021 года.
Автомобильная дорога "подъезд к с. Объячево" от автодороги " Вятка" является автодорогой общего пользования регионального значения, отнесена к 4 категории автодорог, находится в собственности Республики Коми, к расходным обязательствам которой в силу вышеприведенных норм относится содержание и ремонт автомобильных дорог регионального значения.
На основании решения Дорожного агентства Республики Коми N 1 от 1 января 2015 года указанная автодорога передана в оперативное управление ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Поскольку суды на основании вышеприведенного правового регулирования и положений Устава ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" установили, что предметом деятельности данного Учрежджения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий в пределах определенной Уставом компетенции, оснований полагать ошибочным их вывод о том, что обязанность по содержанию спорного участка автодороги лежит на ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", не имеется.
При этом отклоняя доводы ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, суды обоснованно исходили из того, что спорная автомобильная дорога находится в оперативном управлении Учреждения, которое обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Кроме того, судами обоснованно было учтено, что ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" самостоятельно осуществляет определенную Уставом деятельность в соответствии с действующим законодательством и наделено правом в установленном порядке использовать закрепленное имущество в соответствии с целями своей деятельности, эффективно использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность имущества; осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ РК "УправтодорКоми" - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.