Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 2 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 22 февраля 2022 г. по делу N 2-4248/2021 по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области об обязании включить в страховой стаж период военной службы, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) - (далее также УПФР в г. Пскове и в Псковском районе Псковской области) о возложении обязанности включить в общий трудовой и страховой стаж период прохождения военной службы, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа с 17 июля 2019 г. ему в соответствии с Федеральном законом от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" назначена страховая пенсия по старости.
При определении права на страховую пенсию и её размера пенсионным органом в страховой стаж был включен период прохождения им военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г. Однако решением ответчика от 10 октября 2019 г. период прохождения действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. исключен из страхового стажа в связи с тем, что военная служба в этот период проходила на территории Эстонской ССР (с 1991 года Эстонская Республика), произведен перерасчет назначенной страховой пенсии по старости, и с 1 октября 2019 г. выплата страховой пенсии по старости производится в меньшем размере, чем было установлено 17 июля 2019 г.
С учетом изменения исковых требований, полагая, что спорный период необоснованно исключен пенсионным органом из общего трудового и страхового стажа, истец просил обязать ответчика включить в его общий трудовой и страховой стаж период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с момента ее назначения - с 17 июля 2019 г.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г. в удовлетворении иска ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29 сентября 2020 г. решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 г. вышеуказанные судебные постановления оставлены без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2021 г. решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29 сентября 2020 г, определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела определением суда произведена замена ответчика УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (далее также -ОПФР Псковской области).
Решением Псковского городского суда Псковской области от 2 декабря 2021 г. с учетом определения от 27 декабря 2021 г. об исправлении описки в решении суда, иск ФИО2 удовлетворен.
На ОПФР Псковской области возложена обязанность принять к зачету в общий трудовой и страховой стаж ФИО2 период военной службы на территории Эстонской ССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. и произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом периода военной службы с момента назначения пенсии- с 17 июля 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 22 февраля 2022 г. решение Псковского городского суда Псковской области от 2 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОПФР по Псковской области ставится вопрос об отмене решения Псковского городского суда Псковской области от 2 декабря 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 22 февраля 2022 г, как незаконных, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска ФИО2
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением УПФР в г. Пскове и в Псковском районе Псковской области с 17 июля 2019 г. ФИО2 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и установлена предусмотренная частью 1 статьи 16 указанного Федерального закона фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.
При назначении ФИО2 17 июля 2019 г. страховой пенсии по старости пенсионным органом наряду с иными периодами работы учтен период прохождения ФИО2 военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г.
Решением УПФР в г. Пскове и в Псковском районе Псковской области от 10 октября 2019 г. исключен из общего трудового и страхового стажа ФИО2 период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г, поскольку военная служба в этот период проходила на территории Эстонской Республики.
Согласно копии военного билета ФИО2 5 ноября 1979 г. он был призван на действительную военную службу и направлен в войсковую часть 2294. ФИО2 5 декабря 1980 г. присвоено специальное звание прапорщика, 4 августа 1994 г. - старшего прапорщика. 23 декабря 1998 г. ФИО2 уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
По информации, содержащейся в архивной справке Федерального государственного казенного учреждения "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" от 7 ноября 2019 г, войсковая часть 2294 в период с 1979 года по ноябрь 1992 года дислоцировалась в г. Раквере Эстонской ССР. С 7 ноября 1992 г. данная войсковая часть сформирована в составе войск Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа с местом дислокации в г. Печоры Псковской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", положениями законодательства, действовавшего в период прохождения истцом действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР, пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ОПФР по Псковской области, суд апелляционной инстанции указал, что обстоятельство прохождения истцом, в том числе действительной сверхсрочной службы в рядах Вооруженных Сил СССР на добровольной основе на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2019 году составляла 10 лет (приложение 3 к указанному Федеральному закону "О страховых пенсиях").
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (норма приведена в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения истцом действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.
В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г.) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
В силу приведенных нормативных положений, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций об удовлетворении иска ФИО2, полагая доводы жалобы, основанными на неправильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ОПФР по Псковской области не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского городского суда Псковской области от 2 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.