Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 23 ноября 2021 г. по делу N 2-4933/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2020 и 2021 годы.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2020 и 2021 годы.
В обоснование иска ФИО1 указал, что имеет статус ветерана боевых действий, с 26 ноября 2014 г. ему установлена инвалидность 3 группы, в связи с чем, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, путевки на санаторно-курортное лечение.
13 января 2020 г. истец обратился в региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение, был поставлен в очередь на предоставление путевки, однако в 2020 году путевкой обеспечен не был. Полагая, что путевка должна предоставляться ему ежегодно, просил обязать Министерство социальной политики Калининградской области предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2020 год в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, а также обязать ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2021 год по профилю заболевания, с объединением двух путевок.
Судом произведена замена ответчика Министерство социальной политики Калининградской области на Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования - МЗ Российской Федерации (далее также - ГУ - КРО ФСС РФ, Фонд), к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГКУ "Центр социальной поддержки населения".
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 28 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 23 ноября 2021 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 23 ноября 2021 г, как незаконного, и принятии нового решения по делу об удовлетворении его требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 имеет статус ветерана боевых действий, является инвалидом III группы, установленной бессрочно. В соответствии с медицинскими документами нуждается в санаторно-курортном лечении.
13 января 2020 г. ФИО1 обратился в ГУ - КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии со ст.6.2 Федерального закона N178-ФЗ, предоставив необходимый пакет документов, и был поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно позиции ответчика, у истца имеется право на обеспечение санаторно- курортным лечением, он продолжает состоять на учете для обеспечения санаторно-курортным лечением, номер очереди для получения путевки по состоянию на 13 июля 2021 г. - 4108.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2004 г. N328, Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Приказом ФСС Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428; оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отказе истцу в иске, не установив оснований для возложения на ответчика обязанности по внеочередному обеспечению ФИО1 путевкой на санаторно-курортное лечение, равно как и предоставлению истцу двух объединенных путевок за 2020-2021 годы не имеется, исходил из того, что такое обеспечение осуществляется исходя из последовательности, определенной датой регистрации заявлений, административная процедура по предоставлению ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение начата в 2020 году, право истца на получение указанной меры социальной поддержки сохраняется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит постановленные по делу судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной
социальной помощи" (далее - Федеральный закон N178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы, как ветераны боевых действий, так и инвалиды (ст.6.1).
В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст.6.2). Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3). Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.6.5).
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328.
В соответствии с данным Порядком гражданин обращается в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N070/у-04. Территориальные органы Фонда социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента поступления заявления и справки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п.3.9 Порядка).
Приказом ФСС РФ от 21.08.2019 N428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение для получения государственной услуги, в соответствии с п.п."а" п.13 Административного регламента заявителем представляется заявление о предоставлении государственной услуги по установленной форме и справка для получения путевки на санаторно- курортное лечение по форме N070/у, получение которых Фондом является согласно п.45-48, п.51 Административного регламента основанием для начала административной процедуры. Результатом административной процедуры является регистрация поступивших в территориальный орган Фонда заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N864 (далее по тексту - Правила), финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в том числе путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ. Фонд социального страхования РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп.4, 11, 19-21 Правил).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона N178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона N178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования РФ за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно- курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно- курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Таким образом, с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 N686-0, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также требованиями ч.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона N178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона N178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
При установленных судами нижестоящих инстанции обстоятельств, и приведенных нормативных положений, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2020 и 2021 г, при том, что за истцом сохраняется право на предоставление санаторно-курортной путевки, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, так как, если в течение календарного года он не был обеспечен такой путевкой и данная услуга не считается ему предоставленной.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводам жалобы заявителя судом апелляционной инстанции была дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции судебная коллегия также не находит.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции приведены выводы суда, вытекающие из установленных судом обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы заявителя, что соответствует требованиям части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких - либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 23 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.