г. Нижний Новгород
9 августа 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" к Кабинету Министров Чувашской Республики об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" на определение Верховного Суда Чувашской Республики от 3 июня 2022 года о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (далее - ООО "Комфорт-Сервис"), действуя через представителя Зимина К.А, обратилось в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" мотивируя свои требования тем, что ему принадлежит на праве собственности указанный объект недвижимости в отношении которого по итогам государственной кадастровой оценки определена кадастровая стоимость в размере 25 237 123, 58 руб. Однако, согласно отчету иN N от ДД.ММ.ГГГГ года рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 11 642 000 руб. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной 11 642 000 руб.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 3 июня 2022 года производство по данному административному делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе ООО "Комфорт-Сервис" просило отменить данное определение, ссылаясь на то, что суд неверно установилобстоятельства, имеющие существенное значение, неправильно применил нормы процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "Комфорт-Сервис" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - земельный, участок с кадастровым номером N, категория земли - "данные изъяты", с видом разрешенного использования - "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес"
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 25 237 123, 58 рублей.
ООО "Комфорт-Сервис" 23 декабря 2021 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, предоставив отчет от 26.08.2021 N N.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от N N N заявление об оспаривании ООО "Комфорт-сервис" отклонено.
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, предусмотренный ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С указанными выводами согласиться нельзя.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. ст. 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения ст. 22 Закона о государственной кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Дата перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Чувашской Республики установлена с 1 января 2021 года, что следует из содержания постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 сентября 2021 года N 451 "Об установлении даты перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 22 сентября 2021 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что именно с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке и не могут применяться ни положения ст. 22 этого же Федерального закона, ни положения ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суд первой инстанции, проанализировав положения ч. ч. 1 и 15 ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, согласно которым решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, с учетом даты обращения административного истца в суд с административным иском (7 апреля 2022 года) и заявленной в иске формулировке требований (об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости), пришел к выводу о прекращении производства по административному делу, поскольку административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Между тем, судом не учтено, что с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка административный истец обратился в Комиссию 23 декабря 2021 года, то есть, до даты, установленной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 сентября N 451.
Согласно ч. 7 ст. 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, применяются с 1 января 2022 года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка начата в рассматриваемом случае административным истцом до 1 января 2021 года, положения ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не подлежат применению к спорным правоотношениям; на дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя, вопреки выводам суда первой инстанций, существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в соответствии со ст. 22 поименованного закона.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что служит основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 308 - 311, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Верховного Суда Чувашской Республики от 3 июня 2022 года о прекращении производства по делу - отменить.
Дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" к Кабинету Министров Чувашской Республики об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Чувашкой Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 августа 2022 года.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.