Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.
судей Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании не действующим в части Генерального плана Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, утверждённого решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 2 июля 2012 г. N 13, в редакции с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 30 сентября 2014 г. N14 по апелляционной жалобе Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 28 марта 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца - Эйсмонт О.М, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее МТУ Росимущества Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области) обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого с учетом дополнений указало, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес" который представляет собой единое землепользование, состоящее из 5 обособленных частей с кадастровыми номерами: N, N N, N N.
Указанный земельный участок с кадастровым номером N на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ г. N N со сроком действия по 16 ноября 2060 г, находится в аренде у ФИО11
Решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 30 сентября 2014 г. N14 утверждены изменения в Генеральный план Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее Генеральный план), утвержденный решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 2 июля 2012 г. N13.
В соответствии с документами территориального планирования обособленная часть с кадастровым номером N земельного участка с кадастровым номером N включена в границы села "данные изъяты"
По мнению административного истца в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; обособленная часть находящегося в федеральной собственности земельного участка включена Генеральным планом в границы населенного пункта, входящего в состав территории Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в нарушение Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), изменены целевое назначение и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями сельскохозяйственного назначения.
Кроме того оспариваемый нормативный правовой акт не был официально опубликован, поскольку сайт adm-kolopino.ukoz.ru и публикации в газете "Колпань кулят" не располагали указанными данными о публикации решения Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 30 сентября 2014 г. N14 о внесении изменений в Генеральный план указанного сельского поселения.
В связи с этим административный истец просил признать недействующим Генеральный план в части включения в границы с. "данные изъяты" обособленной части с кадастровым номером N земельного участка с кадастровым номером N, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 28 марта 2022 года требования административного истца удовлетворены.
Признан не действующим Генеральный план Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, утверждённый решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 2 июля 2012 г. N 13, в редакции с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 30 сентября 2014 г. N14, в части включения в границы села "данные изъяты" земельного участка с кадастровым номером N, со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия просит решение суда первой инстанции отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов в полном объеме.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы считала необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются ГрК РФ.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ), статье 24 ГрК РФ утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 6 Устава Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 10.07.2009 N 24 к вопросу местного значения Колопинского сельского поселения относится утверждение генеральных планов данного поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Устава Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия 10.07.2009 N 24, решения Совета депутатов Колопинского сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, вступают в силу после их официального опубликования.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов Колопинского сельского поселения, определённых частями 1 и 3 настоящей статьи, является первая публикация полного текста соответствующего правового акта информационном бюллетене Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Как предусмотрено пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов, действовавших на момент принятия Генерального плана) проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела на основании выписки из ЕГРН от 12.11.2019 в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - "данные изъяты", разрешенное использование - "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Указанный земельный участок с кадастровым номером N представляет собой единое землепользование и состоит из 5 обособленных частей с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N
Решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 02.07.2012 N 13 утвержден генеральный план и Правила землепользования и застройки Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Решением Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 30.09.2014 N 14 внесены изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Указанное решение опубликовано официально для всеобщего сведения в газете Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия "Колопань кулят" 30.09.2014 N 19, а Генеральный план в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Колопинского сельского Тюселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии с документами территориального планирования обособленная часть с кадастровым номером N включена в границы "данные изъяты", при этом остальные обособленные части земельного участка с кадастровым номером N в границы указанного населенного пункта не включены.
Проект внесения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района изменений, предусматривающих изменение границ населенного пункта села Старая Авгура был размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Вместе с тем внесение этой части участка земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта с изменением его категории произведено с нарушением пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие, что проект изменений в Генеральный план Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия прошёл процедуру согласования в Правительстве Республики Мордовия, отсутствуют.
Также границы земельного участка с кадастровым номером N пересекаются границей береговой линии реки "данные изъяты".
При таких обстоятельствах, учитывая, что Генеральный план Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в части включения в границы с. "данные изъяты" обособленный земельный участок с кадастровым номером N входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером N не соответствуют требованиям пункту 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не прошёл процедуру согласования в указанной части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении согласования и утверждении генерального плана Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района не нарушены нормы земельного законодательства, являются не состоятельными, поскольку опровергаются материалами административного дела
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Колопинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 августа 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.