Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии Саратовской области об отмене в части постановления избирательной комиссии Саратовской области от 26 июля 2022 года N224/1-6 "Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность Губернатора Саратовской области", по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Саратовского областного суда от 29 июля 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, объяснения ФИО1, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Саратовской областной думы от 10 июня 2022 года N85-1685 "О назначении выборов Губернатора Саратовской области" выборы Губернатора Саратовской области назначены на 11 сентября 2022 года.
22 июля 2022 года ФИО1 представил в избирательную комиссию Саратовской области (далее также Избирательная комиссия, ИКСО) документы для регистрации кандидата на должность Губернатора Саратовской области, в том числе листы поддержки кандидата на должность Губернатора Саратовской области с двумя подписями депутатов двух муниципальных образований.
26 июля 2022 года избирательной комиссией Саратовской области принято постановление N224/1-6 "Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность Губернатора Саратовской области" (далее также Постановление N224/1-6), которым ФИО1 и общественное объединение уведомлены, в том числе, о недостаточном количестве подписей для регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Саратовской области.
ФИО1 обратился в Саратовский областной суд с административным иском об отмене Постановления N224/1-6 части уведомления о допущенных нарушениях пунктов 17-20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N67-ФЗ) и частей 1-5 статьи 28 Закона Саратовской области от 2 марта 2017 года N19-ЗСО "О выборах Губернатора Саратовской области" (далее - Закон Саратовской области года N19-ЗСО), постановления избирательной комиссии Саратовской области N210/4-6 от 10 июня 2022 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что избирательная комиссия Саратовской области не опубликовала в абсолютном выражении максимальное число подписей депутатов, которое может быть представлено в избирательную комиссию для регистрации кандидата, определив в постановлении избирательной комиссии Саратовской области от 10 июня 2022 года только необходимое количество подписей депутатов, которое может быть представлено в избирательную комиссию для поддержки выдвижения кандидата. Анализируя положения действующего законодательства, истец приходит к выводу о том, что понятия количество подписей депутатов, собранных в поддержку выдвижения кандидата и необходимых для регистрации кандидата, не являются тождественными. С учетом изложенного, полагает, что им было представлено достаточно подписей для регистрации в качестве кандидата на должность губернатора Саратовской области.
Решением Саратовского областного суда от 29 июля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене указанного судебного решения как незаконного. Заявитель апелляционной жалобы настаивает, что им было представлено в Избирательную комиссию достаточное количество подписей депутатов для регистрации в качестве кандидата, с учетом того, что их количество не было определено и опубликовано административным ответчиком. Просит суд апелляционной инстанции отменить постановления избирательной комиссии Саратовской области N224/1-6 от 26 июня 2022 года и N227/1-6 от 31 июня 2022 года, а также обязать Избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Губернатора Саратовской области.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, избирательной комиссией Саратовской области представлены возражения об их необоснованности.
В заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 просил отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы.
Участвующий в деле прокурор полагал, что решение суда законно и отмене не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Саратовской области от 2 марта 2017 года N19-ЗСО "О выборах Губернатора Саратовской области".
Согласно части 1 статьи 31 Закона Саратовской области N19-ЗСО регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией области при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частях 1 и 3, пункте 1 части 4 и части 5 статьи 27 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в избирательную комиссию области для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 38 Закона Саратовской области N19-ЗСО.
Доказательствами по делу подтверждается, что оспариваемое Постановление N224/1-6 принято 26 июля 2022 года по результатам анализа представленных 22 июля 2022 года ФИО1 документов для регистрации кандидата на должность Губернатора Саратовской области. Рассмотрение вопроса о регистрации было запланировано и фактически проведено Избирательной комиссией 31 июля 2022 года.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что уведомление, вынесенное в форме постановления избирательной комиссией Саратовской области, принято в установленные законом сроки, в пределах полномочий, осуществляемых Избирательной комиссией, с соблюдением установленной законом процедуры принятия, являются верными. Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что обязанность подобного уведомления напрямую предусмотрена законом и, с учетом правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N6-П, не может быть расценено как нарушение прав административного истца.
Анализируя содержание указанного уведомления, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, административным ответчиком определено количество подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Саратовской области необходимых для регистрации кандидата на должность Губернатора Саратовской области, указанное количество носит обязательный, а не рекомендательный характер, а доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и несостоятельны.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ определено, что на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Частями 1, 5 статьи 28 Закона Саратовской от 2 марта 2017 года N19-ЗСО "О выборах Губернатора Саратовской области" установлено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет шесть процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.
Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в части 4 настоящей статьи, определяется и обнародуется избирательной комиссией области в течение трех дней со дня назначения выборов Губернатора области.
Постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 10 июня 2022 года N210/4-6 "О числе лиц (в абсолютном выражении), подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Саратовской области на выборах 11 сентября 2022 года" установлено, что число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Саратовской области, необходимое для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Саратовской области, составляет минимум - 191, в числе указанных подписей должно быть 47 подписей депутатов не менее чем из 31 представительного органа муниципальных районов и городских округов Саратовской области. В свою очередь ФИО1 представлено в Избирательную комиссию лишь две подобные подписи, что очевидно недостаточно, исходя из приведенных выше законоположений, что и послужило основанием для принятия оспариваемого Постановления N224/1-6.
Доводы административного истца о различном правовом характере подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата и регистрации кандидата на должность, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства. Действительно, избирательное законодательство, как на федеральном так и на региональном уровне, не предусматривает обязанность кандидата на должность губернатора осуществлять сбор подписей помимо как в поддержку своего выдвижения. В свою очередь по результатам проверки листов поддержки кандидата с указанными подписями, на ряду с иными документами, представляемыми кандидатами на должность в соответствии с действующим законодательством, принимается решение о регистрации либо отказе в регистрации кандидата на должность губернатора.
Подобное толкование указанных положений закона вытекает из системного анализа норм закона и согласуется с правовыми позициями изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N32-П и Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016). С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции в указной части, исходя из буквального толкования закона, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
С учетом того, что постановление избирательной комиссии Саратовской области N227/1-6 от 31 июня 2022 года не было предметом судебного контроля суда первой инстанции в рамках рассматриваемого дела, вопрос о его соответствии нормам действующего законодательства, а также возложении обязанности на Избирательную комиссию зарегистрировать заявителя апелляционной жалобы в качестве кандидата на должность Губернатора Саратовской области на может быть разрешен судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы.
В целом доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют правовую позицию заявителя жалобы при рассмотрении дела по существу, получившую надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. О наличии нарушений требований законодательства Российской Федерации о выборах, которые носят существенный характер и не позволяют выявить действительную волю избирателей, а также о незаконности каких-либо действий (бездействий) со стороны Избирательной комиссии данные доводы не свидетельствуют.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Саратовского областного суда от 29 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 августа 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.