Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сказочкина В.Н, судей Кувшинова В.Е. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 20 мая 2022 года кассационную жалобу Плехова Дмитрия Леонидовича на решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года по административному делу N по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике к Плехову Дмитрию Леонидовичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, объяснение представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике ФИО8, отклонившей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
8 июня 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Плехову Дмитрию Леонидовичу (далее - Плехов Д.Л.) о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что Плехов Д.Л. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике в качестве налогоплательщика. Плехов Д.Л. имеет в собственности объекты недвижимого имущества, которые являются объектами налогообложения. Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике административному ответчику произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2019 года, который указан в налоговом уведомлении N от 3 августа 2020 года:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер N; кадастровая стоимость (налоговая база) 2725624, 00 * налоговая ставка 0, 5 % * 1/1 (доля в праве) * количество месяцев владения 12/12 = 13628.00 руб.;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер N; кадастровая стоимость (налоговая база) 8845846, 00 * налоговая ставка 0, 6 % * 1/1 (доля в праве) * количество месяцев владения 12/12 = 53075, 00 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику направлено уточненное налоговое уведомление N от 22 сентября 2020 года:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер N (Объект указан под N в Перечне объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N 507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год"); кадастровая стоимость (налоговая база) 8845846, 00 * налоговая ставка 2 % * 1/1 (доля в праве)* количество месяцев владения 12/12 - сумма ранее исчисленного налога 53075, 00 руб. = 123842, 00 руб.
Сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год, подлежащая уплате составила 190 545, 00 руб. и была уплачена Плеховым Д.Л. частично:
- 31.12.2020 в размере 13628, 00 руб.;
- 15.01.2021 в размере 13980, 32 руб.;
- 03.04.2021 в размере 331, 00 руб.
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год, с учетом частичной уплаты, подлежащая взысканию, составляет 162 605, 68 руб.
Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы налога на имущество физических лиц за 2019 год, налоговым органом были начислены пени на задолженность по налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и пени от 11 декабря 2020 года N было размещено в личный кабинет налогоплательщика.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике обратилась с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 2 Индустриального района города Ижевска Удмуртской Республики вынесен судебный приказ N от 24 марта 2021 года.
От должника поступило в суд возражение относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем судебный приказ N от 24 марта 2021 года был отменен определением мирового судьи от 19 апреля 2021 года, что послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением в суд.
Административный истец просил взыскать с Плехова Д.Л. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 162 605, 68 руб. и пени в размере 191, 44 руб.
Решением Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года, заявленные налоговым органом требования удовлетворены. Взысканы с Плехова Д.Л. в доход бюджета налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 162 605, 68 руб, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 191, 44 руб, всего - 162 797, 12 руб.
В кассационной жалобе Плехов Д.Л, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, отказать налогового органу в удовлетворении исковых требований к Плехову Д.Л.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя административному истцу заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в спорный налоговый период 2019 года согласно данным регистрирующего органа, административный ответчик являлся собственником следующих объектов недвижимости, соответственно был обязан уплатить налог на имущество физических лиц, указанный в налоговом уведомлении N от 3 августа 2020 года:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер N, кадастровая стоимость (налоговая база) 2725624, 00 * налоговая ставка 0, 5 % * 1/1 (доля в праве) * количество месяцев владения 12/12 = 13628, 00 руб.;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер N, кадастровая стоимость (налоговая база) 8845846, 00 * налоговая ставка 0, 6 % * 1/1 (доля в праве) * количество месяцев владения 12/12 = 53075, 00 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику направлено уточненное налоговое уведомление N от 22 сентября 2020 года, согласно которого налогоплательщик был обязан уплатить налог исходя из следующих расчетов:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: "адрес", кадастровый номер N, кадастровая стоимость (налоговая база) 8845846, 00 * налоговая ставка 2 % * 1/1 (доля в праве) * количество месяцев владения 12/12 - сумма ранее исчисленного налога 53075 руб. = 123842 руб.
Сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год, подлежащая уплате составила 190 545 руб. и была Плеховым Д.Л. уплачена частично на сумму 27 939, 32 руб.
Налоговые уведомления N от 3 августа 2020 года и N от 22 сентября 2020 года направлялись налоговым органом в адрес Плехова Д.Л. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика направлено Плехову Д.Л. требование об уплате налога и пени от 11 декабря 2020 года N о сумме задолженности - 207 017 руб, со сроком уплаты до 12 января 2021 года.
В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженностей.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 2 Индустриального района города Ижевска был вынесен судебный приказ N от 24 марта 2021 года.
От должника поступило в мировой суд возражение относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем судебный приказ N от 24 марта 2021 года был отменен определением суда от 19 апреля 2021 года.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в момент спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исковое заявление налоговой инспекции поступило в Индустриальный районный суд г. Ижевска 8 июня 2021, что свидетельствует о соблюдении установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходя из положений Налогового кодекса Российской Федерации, сделали вывод о том, что, поскольку Плехов Д.Л, согласно представленным данным, является плательщиком налога на имущество физических лиц, до настоящего времени задолженность по налогу и пени не погашена, налоговый орган обратился в сроки, установленные законом, указанный налоговым органом расчет недоимки за 2019 года по налогу на имущество физических лиц и пени является правильным, подлежит взысканию с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц и пени в общей сумме 162 797, 12 руб.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Конституция Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что при исчислении налога на имущество физических лиц следует руководствоваться правилами, изложенными в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, иные здания, строения, сооружения, помещения.
На территории муниципального образования город Ижевск Удмуртской Республики налог на имущество установлен решением Городской думы города Ижевска от 20 ноября 2014 года N 658 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ижевск".
На основании пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), возникает (изменяется, прекращается) с момента такой государственной регистрации (за исключением случаев возникновения (изменения, прекращения) права в силу закона).
При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно Приказу Росреестра N П/0131, ФНС России N ММВ-7-6/187@ от 3 апреля 2018 года (ред. от 11.03.2020) "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества" регистрирующие органы представляют сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ними и о владельцах недвижимого имущества в соответствующие управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.
То есть основанием для начисления налоговым органом налога на имущество физических лиц является предоставленная в налоговый орган Росреестром выписка из электронной базы данных собственников недвижимого имущества.
В связи с чем, налоговый орган производит начисление налога на объект налогообложения согласно сведениям, представленным регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия.
Административным ответчиком не опровергнуты обстоятельства, установленные судами, не предоставлено доказательств совершения им надлежащих действий для изменения правовой ситуации для исключения объекта налогообложения в спорный период.
Доводы кассационной жалобы о том, что налоговая база определена налоговым органом неверно, поскольку имеющиеся в ЕГРН сведения о принадлежности в 2019 году объекта недвижимости с кадастровым номером N общей площадью 282, 2 кв.м Плехову Дмитрию Леонидовичу, не дают оснований для изменения режима собственности в отношении помещений площадью 259, 9 кв.м, с долевой (что признано судебными актами) на личную (индивидуальную), отклоняются как основанные на неверном понимании норм права.
Налоговым кодексом Российской Федерации для налоговых органов определены следующие источники сведений о праве собственности физического лица на имущество, признаваемое объектом налогообложения, которые используются ими в целях исчисления налога на имущество физических лиц: сведения из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 85); сведения из органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и от нотариусов, занимающихся частной практикой, о выдаче свидетельств о праве на наследство (пункт 6 статьи 85); сведения, полученные в рамках рассмотрения заявления о прекращении существования объекта налогообложения в связи с его гибелью или уничтожением (пункт 2.1 статьи 408).
Таким образом, налоговые органы являются администраторами данных, поступающих из уполномоченных органов, и налог на имущество физических лиц за 2019 год налоговым органом был исчислен Плехову Д.Л. исходя из данных, предоставленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Доказательств того, что в соответствующий налоговый период объект налогообложения с кадастровым номером N общей площадью 282, 2 кв.м не находился в собственности налогоплательщика, материалы дела не содержат.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств обжалуемые судебные акты следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Плехова Дмитрия Леонидовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.