Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сказочкина В.Н, судей Кувшинова В.Е. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 мая 2022 года кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 апреля 2022 года по административному делу N по административному исковому заявлению прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о возложении обязанности включить защитные сооружения в реестр объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации права собственности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, пояснения прокурора отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Заволжского района г. Ульяновска Ульяновской области (далее - прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области) о возложении обязанности включить защитные сооружения в реестр объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации права собственности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - ГУ МЧС России по Ульяновской области) проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории "данные изъяты" г. Ульяновска Ульяновской области, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.
В ходе проверки установлено, что по адресу: "адрес", и "адрес", расположены защитные сооружения гражданской обороны (далее также - ЗС ГО) N и N, соответственно.
Сведения о данных убежищах содержатся в перечнях защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области и администрации города Ульяновска.
Указанные ЗС ГО не числятся в реестрах государственной или муниципальной собственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 24 сентября 2021 года защитному сооружению N присвоен кадастровый номер N, оно имеет площадь 1459 кв.м, расположено по адресу: "адрес". Данный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет на основании технического паспорта защитного сооружения, содержащегося в реестровом деле земельного участка с кадастровым номером N.
По данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области информации о защитном сооружении гражданской обороны N в ЕГРН не содержится, реестровое, кадастровое и регистрационные дела на данный объект не заводились.
Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ФИО8, являющейся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров "данные изъяты", в ходе проведенных кадастровых работ установлено отсутствие связи объекта недвижимости с кадастровым номером N с земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес".
Из заключения кадастрового инженера следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N находится на земельном участке с кадастровым номером N.
Между тем прокурорская проверка показала, что защитное сооружение с кадастровым номером N фактически находится по адресу: "адрес"
На земельном участке с кадастровым номером N расположено защитное сооружение гражданской обороны N.
В результате отсутствия контроля со стороны МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области вышеуказанные защитные сооружения в настоящее время пришли в негодность и не готовы к приему укрывающихся.
Прокурор просил возложить на административного ответчика обязанность включить защитные сооружения, расположенные по адресу: "адрес" (защитное сооружение N), и "адрес" (защитное сооружение N), в реестр объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации права собственности на данные объекты.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ГУ МЧС по Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, АО "данные изъяты", ЗАО "данные изъяты", "данные изъяты".
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 апреля 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование указывает, что объекты гражданской обороны - защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: "адрес", и "адрес", не относятся к собственности Российской Федерации. Сведения об указанных объектах в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области подавались.
Сведения от ГУ МЧС России по Ульяновской области о наличии указанных ЗС ГО в МТУ Росимущества не поступали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя административному истцу заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанные защитные сооружения относятся к объектам гражданской обороны, в связи с чем в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 являются федеральной собственностью; доказательств выбытия (передачи) спорных объектов из владения Российской Федерации иным лицам - в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность по делу не представлено.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1, 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Абзацем 4 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пунктам 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Как установлено судами, в "данные изъяты" г. Ульяновска по адресу: "адрес" и "адрес" расположены защитные сооружения гражданской обороны N и N, соответственно.
Согласно паспорту убежища N ЗС ГО принято в эксплуатацию N 1982 года, его вместимость составляет 2500 чел, общая площадь - 1459, 65 кв.м, общий объем - 5261 куб.м. В качестве эксплуатирующей убежище организации указано АО "данные изъяты".
Согласно паспорту убежища N ЗС ГО принято в эксплуатацию в N 1980 года, его вместимость составляет 900 чел, общая площадь - 852, 78 кв.м, общий объем - 3221, 5 куб.м. В качестве эксплуатирующей убежище организации указано АО "данные изъяты".
Сведения о данных ЗС ГО имеются в перечнях защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области и администрации города Ульяновска. Убежища включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным номерами: N и N.
В реестре муниципального имущества, реестре имущества Ульяновской области и Российской Федерации данные ЗС ГО не значатся. Ранее защитные сооружения находились в хозяйственном ведении АО "данные изъяты"
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Убежища являются объектами гражданской обороны, которые не поименованы в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, и относятся к объектам федеральной собственности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 (ред. от 28.09.2017, с изм. от 08.09.2021) "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация ЗС ГО запрещена (пункт 2.1.37).
В силу пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что судами сделан правильный вывод о том, что указанные защитные сооружения относятся к объектам гражданской обороны, в связи с чем в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 являются федеральной собственностью; доказательств выбытия (передачи) спорных объектов из владения Российской Федерации иным лицам - в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность по делу не представлено.
Действия, которые суд обязал выполнить МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области, направлены на сохранение объектов гражданской обороны, необходимых для выживания населения в военное время. Указанные действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества, которым является административный ответчик.
Доводы кассационной жалобы о том, что объекты гражданской обороны - защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: "адрес" и "адрес" не относятся к собственности Российской Федерации, и что сведения об указанных объектах в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области подавались, отклоняются.
Сведения о данных ЗС ГО имеются в перечнях защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области и администрации города Ульяновска. Убежища включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным номерами: N и N.
В силу вышеприведенных норм права административный ответчик - МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области не освобождается от обязанности по совершению действий по включению ЗС ГО в реестр федеральной собственности.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого судебного акта возможно только до окончания производства в суде кассационной инстанции, принятые судом кассационной инстанции меры по приостановлению исполнения решения Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 13 января 2022 года по настоящему административному делу подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 13 января 2022 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.