Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сказочкина В.Н, судей Кувшинова В.Е. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 24 мая 2022 года кассационную жалобу Мелентьева Валерия Николаевича и Мелентьевой Валентины Васильевны на решение Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 февраля 2022 года по административному делу N по административному исковому заявлению Мелентьева Валерия Николаевича и Мелентьевой Валентины Васильевны к Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара о возложении обязанности провести конкурс по отбору управляющей организации.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, объяснения представителя Государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО9, отклонившего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мелентьев Валерий Николаевич (далее - Мелентьев В.Н.), Мелентьева Валентина Васильевна (далее - Мелентьева В.В.) обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара о возложении обязанности провести конкурс по отбору управляющей организации.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они являются собственниками жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес". Администрация Самарского внутригородского района городского округа Самара отказывается предпринимать действия для устранения ситуации, при которой многоквартирный дом "адрес" остался без управления общим имуществом. 9 июля 2021 года Мелентьев В.Н. и Мелентьева В.В. направили в Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара заявление с просьбой на основании части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести конкурс по отбору управляющей организации и определить по результатам конкурса организацию для управления указанным выше многоквартирным домом. По сообщению исполняющего обязанности Главы Самарского внутригородского района городского округа Самара ФИО10 от 5 августа 2021 года N, согласно реестру объектов жилищного фонда государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства деятельность по управлению многоквартирным домом "адрес" осуществляет ТСЖ "данные изъяты", поэтому основания для проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 3 правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75, отсутствуют.
Мелентьев В.Н. являлся председателем правления ТСЖ "данные изъяты" в период с 14 декабря 2010 года по 16 декабря 2018 года. 27 ноября 2018 года Мелентьев В.Н. в качестве председателя правления ТСЖ "данные изъяты" обратился в Администрацию Самарского внутригородского района с просьбой провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для указанного дома в связи с тем, что собственниками не выбран способ управления домом по итогам проведения двух собраний. 16 января 2019 года Мелентьев В.Н. в качестве собственника жилого помещения обратился в Администрацию Самарского внутригородского района в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 с просьбой назначить временную управляющую компанию в связи с тем, что считает, что Администрация Самарского внутригородского района проигнорировала нормы части 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации. 25 января 2019 года конкурс открыт, временная управляющая компания не назначена. По завершении конкурса управляющая организация не выбрана, о чем административные истцы узнали на официальном сайте в сети "Интернет".
Администрация Самарского внутригородского района официально об итогах конкурса и дальнейших действиях не уведомила ни ТСЖ "данные изъяты", ни собственников жилого помещения. 9 ноября 2020 года административные истцы направили в Государственную жилищную инспекцию Самарской области заявление с просьбой сообщить информацию об организации, осуществляющей управление указанным выше домом, на что получили ответ от 7 декабря 2020 года об отсутствии в государственной информационной системе Самарской области "Единая информационно-поисковая система жилищного фонда в Самарской области "Электронная ЖКХ" сведений о выбранном способе управления данным многоквартирным домом и о направлении в адрес Администрации Самарского внутригородского района письма о рассмотрении вопроса предотвращения возникновения ситуации, при которой указанный многоквартирный дом может остаться без управления общим имуществом. Администрация Самарского внутригородского района сообщила Государственной жилищной инспекции Самарской области о том, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 25 декабря 2020 года деятельность по управлению многоквартирным домом "адрес" осуществляет ТСЖ "данные изъяты".
Административные истцы считают, что действия (бездействие) Администрации Самарского внутригородского района противоправны, поскольку действующим законодательством не предусмотрен вариант эксплуатации многоквартирного дома в отсутствие управляющей организации, выбранной или назначенной в соответствии с жилищным законодательством.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд обязать Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара провести конкурс по отбору управляющей организации и определить по результатам конкурса организацию для управления многоквартирным домом по адресу: "адрес"; обязать Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" назначить временную управляющую организацию для управления многоквартирным домом "адрес" на период с даты вынесения судебного решения до даты заключения собственниками помещений договора с компанией, определенной по итогам открытого конкурса.
Решением Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 22 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 февраля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Мелентьев В.Н. и Мелентьева В.В, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят обжалуемые судебные акты отменить, вынести новое решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В ходатайстве Мелентьев В.Н, Мелентьева В.В. просят рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая административным истцам в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что с 17 октября 2006 года по настоящее время многоквартирный дом по адресу: "адрес", находится в управлении ТСЖ "данные изъяты", в связи с чем оснований для проведения конкурса по отбору управляющей организации, определении организации для управления многоквартирным домом, в том числе временной управляющей организации, у Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара не имелось.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс, за исключением случая, предусмотренного частью двадцать пятой статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации". В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Согласно пункту 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе
способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616.
Состав, сроки и периодичность размещения в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, предусмотрены разделом 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Из материалов дела следует, что Мелентьев В.Н, Мелентьева В.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение каждый.
9 июля 2021 года Мелентьев В.Н, Мелентьева В.В. обратились в Администрацию Самарского внутригородского района г.о. Самара с заявлением о проведении конкурса по отбору управляющей организации и определении по результатам конкурса организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес".
По сообщению Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара N от 5 августа 2021 года на обращение Мелентьева В.Н, Мелентьевой В.В. от 9 июля 2021 года, согласно реестру объектов жилищного фонда ГИС ЖКХ, деятельность по управлению многоквартирным домом "адрес" осуществляет ТСЖ "данные изъяты", решение о ликвидации ТСЖ "данные изъяты" в Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара до настоящего времени не поступало, основания для проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 3 правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75, отсутствуют.
Из сообщения Государственной жилищной инспекции Самарской области от 4 октября 2021 года N на запрос суда следует, что согласно сведениям, указанным в ГИС ЖКХ и информационной системе "Электронное ЖКХ", многоквартирный дом "адрес" находится в управлении ТСЖ "данные изъяты" с 12 июля 2019 года по настоящее время.
Из письменного отзыва ТСЖ "данные изъяты" следует, что ТСЖ "данные изъяты" осуществляет управление многоквартирным домом "адрес" на основании решения общего собрания от 22 августа 2006 года, о чем также содержится информация в ГИС ЖКХ.
По информации, размещенной в ГИС ЖКХ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", находится в управлении ТСЖ "данные изъяты", зарегистрированного 17 октября 2006 года, по настоящее время.
Согласно протоколу N 1 общего собрания будущих собственников квартир и помещений дома "адрес" от 22 августа 2006 года, создано товарищество собственников жилья "данные изъяты" - добровольное объединение граждан Российской Федерации, которым будет принадлежать право собственности на помещения, квартиры в доме "адрес", утвержден Устав ТСЖ "данные изъяты".
Продолжение деятельности ТСЖ "данные изъяты" по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", в том числе после его ввода в эксплуатацию 29 января 2018 года, подтверждается представленными суду договором теплоснабжения N (снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 1 октября 2017 года, заключенным между АО "данные изъяты" и ТСЖ "данные изъяты" в лице председателя правления Мелентьева В.Н, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 25 июня 2019 года, полученным Государственной жилищной инспекцией Самарской области 28 июня 2019 года, протоколом N 1 общего собрания членов ТСЖ "данные изъяты" в многоквартирном доме от 23 марта 2020 года, которым утвержден Устав ТСЖ "данные изъяты" в новой редакции.
Указанные решения общих собраний являются действующими, недействительными не признаны, доказательств обратного не представлено.
Решением мирового судьи судебного участка N 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области от 31 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского районного суда г. Самары от 9 февраля 2021 года, удовлетворены исковые требования ТСЖ "данные изъяты" к Мелентьеву В.Н, Мелентьевой В.В. о взыскании суммы задолженности по коммунальным услугам и плате за содержание общедомового имущества за период с 1 апреля 2019 года по 30 апреля 2020 года в размере 37 028, 74 руб.
Апелляционным определением Самарского районного суда г. Самары от 9 февраля 2021 года установлено, что ТСЖ "данные изъяты" является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании протокола общего собрания от 22 августа 2006 года с 17 октября 2006 года и на момент вынесения апелляционного определения 9 февраля 2021 года, информация о данном обстоятельстве внесена в соответствующую информационную систему 12 июля 2019 года.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мелентьева Валерия Николаевича и Мелентьевой Валентины Васильевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.