Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Алексеева Д.В. и Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи поданную 29 апреля 2022 года кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан (далее - Администрация) на решение Октябрьского районного суда города Уфы от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года по административному делу N 2а-3311/2021 по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Уфы в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления Администрации о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей Администрации Макаровой О.В. и Манаповой З.Ф, муниципального бюджетного учреждения "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан Макаровой О.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
21 ноября 2018 года Межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: "адрес" (далее - многоквартирный дом), аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16-21, том 1).
Постановлением главы Администрации от 23 ноября 2018 года N 1813 вышеназванный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения граждан из 1-4 подъездов (квартиры с 1 по 180) - до 31 декабря 2020 года, из 5 подъезда (квартир с 181 по 216) - в течение шести месяцев с момента выхода постановления (л.д. 14, 15, том 1).
10 марта 2021 года постановлением главы Администрации N 173 в постановление от 23 ноября 2018 года N 1813 внесены изменения в части срока расселения граждан из 1-4 подъездов, установлен новый срок расселения до 30 июня 2023 года (далее - постановление от 10 марта 2021 года N 173, л.д. 11, 12, том 1).
В результате проведения проверки соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, прокуратура Октябрьского района города Уфы оспорила постановление от 10 марта 2021 года N 173 в части установления срока для проведения мероприятий по расселению граждан.
Решением Октябрьского районного суда города Уфы от 17 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года, заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность расселить граждан из 1-4 подъездов многоквартирного дома в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, а также в разумные сроки произвести мероприятия по сносу аварийного многоквартирного дома.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Администрация просит об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о недопустимости вмешательства в деятельность органа местного самоуправления, а также неразумности установленного судом срока расселения граждан, в связи с отсутствием фактической возможности. Кроме того, судами не привлечены к участию в деле лица, проживающие в аварийном многоквартирном доме, чем нарушены их право на судебную защиту.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, одновременно возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно абзацу второму пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 данного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Абзац седьмой пункта 7 Положения устанавливает, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Таким образом, определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными срок отселения граждан из 1-4 подъездов многоквартирного дома до 30 июня 2023 года незаконным, судебные инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обоснованно исходили из того, что указанный срок не является разумным и влечет возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме, признанным еще в 2018 году аварийным и подлежащим сносу.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 2 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.