Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Алексеева Д.В. и Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 30 мая 2022 года кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самары (далее - Департамент) на решение Ленинского районного суда города Самары от 13 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 ноября 2021 года по административному делу N 2а-3286/2021 по административному исковому заявлению Хайруллиной Г.Г, Абдулганеева Р.Г. к Департаменту об оспаривании распоряжения Департамента об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителя административных истцов Арслановой И.А. против довод кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административным истцам принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 500 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 8, 9).
14 мая 2021 года Хайруллина Г.Г, Адбулгаеев Р.Г. обратились в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 299 квадратных метров в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 799 квадратных метров (л.д. 59, 60).
Распоряжением Департамента от 10 июня 2021 года N РД-889 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пункта 1 статьи 11.9, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, а также топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 10).
Не согласившись с отказом, административные истцы оспорили его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 13 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 ноября 2021 года, заявленные требования удовлетворены, распоряжение от 10 июня 2021 года признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления от 14 мая 2021 года.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, приводя доводы о возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 приведенного выше Кодекса).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 вышеприведенной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое решение незаконным, судебные инстанции, проанализировав доказательства по административному делу, включая заключение кадастрового инженера Арслановой И.А. от 13 июля 2021 года (л.д. 13), обоснованно исходили из того, что основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, изложенные в оспариваемом распоряжении, не основаны на законе, поскольку вывод административного ответчика о возможности формирования самостоятельного земельного участка сделан без учета требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку формированию самостоятельного земельного участка препятствует конфигурация смежных земельных участков, проездов, территории общего пользования и территориальных зон.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 13 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самары - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 2 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.