Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Алексеева Д.В, судей Кувшинова В.Е. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 30 мая 2022 года кассационную жалобу Зильбана Ильи Георгиевича на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2021 года по административному делу N по административному исковому заявлению прокурора Уфимского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, объяснения Зильбана Ильи Георгиевича, поддержавшего кассационную жалобу, объяснение представителя Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО11, отклонившего кассационную жалобу, пояснение прокурора отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО12, не поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Уфимского района Республики Башкортостан, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры сельского поселения.
В обоснование заявленных требований указано, что районной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, в ходе проведения которой установлено, что решением совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимского района Республик Башкортостан от 25 декабря 2014 года N 334 утвержден генеральный план сельского поселения, однако в нарушение части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, частей 5, 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 502, которым утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения не разработана, что препятствует реализации указанного генерального плана поселения и развитию муниципального образования.
Несоблюдение Администрацией сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязанностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, противоречит целям обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов неопределенного круга граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 N 1440 утверждены требования к программам комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года N 1050 утверждены требования к программам комплексного развития систем социальной инфраструктуры поселений, городских округов. В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства, органом местного самоуправления сельского поселения Русско-Юрмашский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан программа комплексного развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктур поселения не разработана в соответствии с требованиями, установленными для данных программ постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 502, от 25 декабря 2015 года N 1440, от 1 октября 2015 года N 1050.
23 сентября 2020 года прокуратурой района в адрес главы Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан внесено представление с требованием принять меры по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения.
Согласно ответу административного ответчика от 26 октября 2020 года, требования указанного акта прокурорского реагирования Администрацией сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не исполнены.
Неустранение нарушений свидетельствует о бездействии исполнительного органа местного самоуправления по принятию мер, направленных на разработку и утверждение в установленном порядке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения.
Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан, с учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждении советом сельского поселения программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов"; признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению советом сельского поселения программы транспортной инфраструктуры сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов"; признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждении советом сельского поселения программы социальной инфраструктуры сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений,
городских округов"; обязать Администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов", данной программой предусмотреть с разбивкой по годам на 5 лет: - мероприятия по созданию технической возможности в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" подключения к государственным и/или муниципальным сетям газоснабжения за плату в размере, установленном пунктом 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 16 декабря 2019 года N 707 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования заявителей к сетям газораспределения на территории Республики Башкортостан, осуществляемое публичным акционерным обществом "Газпром газораспределение Уфа"; - мероприятия по бесперебойному электроснабжению населенных пунктов в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" Русско-Юрмашского сельского совета; обязать Администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить программу социальной инфраструктуры сельского поселения, данной программой предусмотреть с разбивкой по годам на 5 лет: с учетом перспективного развития определенного генеральным планом 2014 года сельского поселения, строительство муниципальных школьных и дошкольных учреждений в "адрес" "адрес" Русско-Юрмашского сельского совета в соответствии с ТСН 30-309-2003РБ, СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением N 28 от 28 сентября 2020 года Главного
государственного врача Российской Федерации; строительство в "адрес", "адрес" на ул. "адрес" N, N детских площадок и площадок для занятия спортом (Плоскостные сооружения); обязать Администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить программу транспортной инфраструктуры сельского поселения, программой предусмотреть с разбивкой по годам на 5 лет: мероприятия в "адрес" в границах кадастровых кварталов N, N, N (в границах жилой застройки), N, N "адрес", N, N, N, N, N, N "адрес", в границе квартала N "адрес" Русско-Юрмашского сельского совета устройство дорожного покрытия, уличного освещения, систем отвода талых вод в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.
Определением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Зильбан И.Г.
Определением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 7 апреля 2021 года (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО13, ФИО14
Определением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2021 года (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "данные изъяты".
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления прокурора Уфимского района Республики Башкортостан отказано.
В кассационной жалобе Зильбан И.Г, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные прокурором района требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии противоправного бездействия административного ответчика; программы комплексного развития коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры сельского поселения были утверждены Советом сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет, который является представительным органом сельского поселения; указанные решения Совета сельского поселения N 200, N 201, N 202 не оспорены в установленном порядке и не отменены. Доказательств того, что заявленные бездействия со стороны административного ответчика препятствуют реализации генерального плана поселения и развитию муниципального образования, суду не представлено.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий ? несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 15 устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Полномочия по изданию муниципальных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ закреплены за органом местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
Администрация Русско-Юрмашского сельского поселения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан является исполнительно-распорядительным органом и входит в состав органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями: разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18, частей 5, 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений. Реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатывается органами местного самоуправления поселений, и подлежит утверждению органами местного самоуправления таких поселений, в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 502 утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
В пунктах 3 и 8 Требований определено, что программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учётом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы.
Как следует из вышеуказанных норм, обязанность по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Русско- Юрмашского сельского поселения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан законом возложена на Администрацию Русско- Юрмашского сельского поселения, как на орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что решением Совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 25 декабря 2014 года N 334 утвержден генеральный план сельского поселения.
1 сентября 2015 года постановлением Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 322 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан сроком до 2025 года.
Постановление Администрации сельского поселения N 322 от 1 сентября 2015 года об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Русско- Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до 2025 года, а также сама утвержденная программа размещена в информационной системе ФГИС ТП, находится в свободном доступе на сайте сельского поселения и ФГИС ТП.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 N 1440 утверждены требования к программам комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 N 1050 утверждены требования к программам комплексного развития систем социальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 1 октября 2013 года N 359/ГС, разработка программы может быть организована: органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджета поселения, городского округа; органами местного самоуправления с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета поселения, городского округа; органами местного самоуправления с привлечением муниципальных унитарных предприятий, организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.
Программы разработаны ООО "данные изъяты" в рамках исполнения муниципального контракта на выполнение работ, что не противоречит установленным законодательством порядку и правилам, допускается как самостоятельно, так и с привлечением разработчика.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 4, 4.1, 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, с учетом вышеназванного закона Республики Башкортостан, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района Уфимский район относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Полномочия органа местного самоуправления, установленные указанным федеральным законом, на территории сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов (статья 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Аналогичное правовое регулирование установлено и в отношении иных систем коммунальной инфраструктуры: часть 1.1. статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 1.1. статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2 требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов", программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2018 года N 678 на территории Республики Башкортостан утверждена региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Республике Башкортостан на 2018 - 2022 годы.
Постановлением главы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 13 ноября 2013 года N 2042 утверждена муниципальная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на 2014 -2020 годы.
Исходя из содержания данных программ, конкретных мероприятий по развитию в сельском поселении Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, в точности сетей газоснабжения, с разбивкой по годам на 5 лет по созданию технической возможности в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" подключения к государственным и/или муниципальным сетям газоснабжения за плату в размере, установленную пунктом 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 16 декабря 2019 года N 707 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования заявителей к сетям газораспределения на территории Республики Башкортостан, осуществляемое публичным акционерным обществом "Газпром газораспределение Уфа"; по бесперебойному электроснабжению населенных пунктов в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" Русско-Юрмашского сельского совета, программой муниципального района не предусмотрена, в связи с чем они не включены в утвержденную программу комплексного развития.
Решением Совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 23 декабря 2020 года N 200 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения на срок до 2030 года в пределах, установленных законодательством.
В программе предусмотрены мероприятия по развитию в сфере газоснабжения и электроснабжения.
Программа разработана ООО "данные изъяты" в рамках исполнения муниципального контракта с Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на выполнение работ, что не противоречит установленным законодательствам порядку и правилам, допускается как самостоятельно, так и с привлечением разработчика.
Программа разработана на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период без разбивки по годам.
Программа включает в себя: а) паспорт программы; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры; в) план развития поселения на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей программы; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов; е) обоснование прогнозируемого спроса на коммунальные ресурсы, обоснование целевых показателей на комплексное развитие.
Решение об утверждении указанной программы не оспорено и не отменено.
Согласно пункту 28 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана).
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Согласно подпункту 11 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, к полномочиям муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 2 Требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года N 1050, Программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Разработка программы социальной инфраструктуры сельского поселения, предусмотрев с разбивкой по годам на 5 лет, с учетом перспективного развития, определенного генеральным планом 2014 года сельского поселения, строительство муниципальных школьных и дошкольных учреждений в "адрес", "адрес" Русско-Юрмашского сельского совета в соответствии с ТСН 30-309-2003РБ, СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 28 от 28 сентября 2020 года, и строительство в "адрес", "адрес" на ул. "адрес" N, N детских площадок и площадок для занятия спортом (Плоскостные сооружения), к полномочиям административного ответчика отнести нельзя, ввиду отсутствия указанных пунктов в программах развития муниципального района, инвестиционных проектов, планов развития и комплексного освоения территорий.
Решением Совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 23 декабря 2020 года N 201 утверждена программа комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения на срок до 2030 года в установленном порядке и пределах муниципальных программ.
Программа разработана ООО "данные изъяты" в рамках исполнения муниципального контракта с Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на выполнение работ, что не противоречит установленным законодательством порядку и правилам, допускается как самостоятельно, так и с привлечением разработчика.
Программа разработана на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Программа включает в себя: а) паспорт программы; б) характеристику существующего состояния систем социальной инфраструктуры; в) план развития поселения на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей Программы; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов; е) обоснование прогнозируемого спроса на социальные ресурсы, обоснование целевых показателей на комплексное развитие.
Решение об утверждении указанной программы не оспорено и не отменено.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района Уфимский район относится "дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации".
На основании пункта 4 Требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1440, органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Полномочия в области организации перевозок закреплены за органами местного самоуправления муниципального района пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации", в части по обеспечению безопасности дорожного движения - частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Решением Совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 23 декабря 2020 года N 202 утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры сельского поселения на срок до 2030 года.
Программа разработана ООО "данные изъяты" в рамках исполнения муниципального контракта с Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на выполнение работ, что не противоречит установленным законодательствам порядку и правилам, допускается как самостоятельно, так и с привлечением разработчика.
Программа разработана на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Программа включает в себя: а) паспорт программы; б) характеристику существующего состояния систем транспортной инфраструктуры; в) план развития поселения на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей Программы; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов; е) обоснование прогнозируемого спроса на транспортные ресурсы, обоснование целевых показателей на комплексное развитие.
Решение об утверждении указанной программы не оспорено и не отменено.
Разработка программы транспортной инфраструктуры сельского поселения с разбивкой по годам на 5 лет, в точности, мероприятия в "адрес" в границах кадастровых кварталов N, N, N (в границах жилой застройки), N, N "адрес", N, N, N, N, N, N "адрес", в границе квартала N "адрес" Русско-Юрмашского сельсовета, устройство дорожного покрытия, уличного освещения, систем отвода талых вод в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017, в программу, разработанную муниципальным районом, не включены, доказательств обратного суду не представлено. Все полномочия в области дорожной деятельности и перевозок, в том числе и определение объемов финансирования, относятся к полномочиям муниципального района.
Таким образом, установлено, что органом местного самоуправления - Администрацией Русско-Юрмашского сельского поселения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан нарушений действующего градостроительного законодательства, выразившихся в бездействии, в непринятии мер по разработке и утверждению программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур допущено не было, решения об утверждении программ комплексного развития заявленной инфраструктуры сельского поселения Советом сельского поселения приняты в рамках предоставленных им Законом полномочий, в установленном порядке опубликованы, общедоступны.
Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждении советом сельского поселения программы комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и обязать Администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить программу комплексного развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры сельского поселения.
В данном случае до вынесения решения судом первой инстанции Администрация сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан разработала и утвердила программу комплексного развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры сельского поселения, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зильбана Ильи Георгиевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.