Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Алексеева Д.В, судей Кувшинова В.Е. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 июня 2022 года кассационную жалобу представителя Сидорова Василия Николаевича - ФИО7 на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2022 года по административному делу N по административному исковому заявлению Сидорова Василия Николаевича к государственному автономному учреждению здравоохранения "данные изъяты" о признании незаконной постановки на диспансерный учет с установленным диагнозом и возложении обязанности снять с диспансерного учета.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сидоров Василий Николаевич (далее - Сидоров В.Н.) обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному автономному учреждению здравоохранения "данные изъяты" (далее - ГАУЗ "данные изъяты") о признании незаконной постановки на диспансерный учет и возложении обязанности снять с диспансерного учета.
В обоснование заявленных требований указано, что при получении уведомления от ОМВД России по Бугульминскому району об аннулировании водительского удостоверения в связи с медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами административному истцу стало известно о постановке его 19 октября 1990 года на диспансерный учет в ГАУЗ "данные изъяты" с диагнозом "данные изъяты". В указанный период он действительно обращался за медицинской помощью в ГАУЗ "данные изъяты" в связи с временным ухудшением здоровья вследствие эмоционального потрясения из-за смерти близкого родственника, кратковременным "данные изъяты". Однако оснований для постановки административного истца на диспансерный учет не имелось, поскольку он ведет активный, здоровый образ жизни.
Административный истец просил признать незаконной постановку его на диспансерный учет и установленный диагноз заболевания, возложить на административного ответчика обязанность снять с диспансерного учета.
Решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Сидорова В.Н. отказано.
В кассационной жалобе представитель Сидорова В.Н. - ФИО8, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование указывает, что оснований для постановки административного истца на диспансерный учет (наблюдение) не имелось, учитывая, что истец ведет активный образ жизни. При этом сотрудниками ответчика не были разъяснены административному истцу последствия постановки диагноза и его права при проведении медицинских процедур. Административный истец считает, что ему неправомерно установлен диагноз, что повлекло постановку на диспансерный учет. В заключении от 23 ноября 2017 года медицинской карты амбулаторного больного не указано, что административный истец стоит на диспансерном учете. Допущен ряд нарушений в ведении историй болезни и амбулаторной карты, что также влечет нарушение его прав.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности действий ГАУЗ "данные изъяты", поскольку Сидоров В.Н. поставлен на диспансерный учет на законных основаниях, действия учреждения здравоохранения соответствуют требованиям действовавшей на момент указанной постановки на учет Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий ? несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопросы доступности, качества и порядка оказания медицинской помощи регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", статьями 26, 27 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон N 3185-1).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 3185-1 диагноз - психическое расстройство ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами.
Такими стандартами являются критерии, включенные в Международную классификацию болезней (МКБ-10), в которой имеется специальный раздел, класс V (F), "Психические расстройства и расстройства поведения". В этот класс входит раздел "Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ", который охватывает все формы наркологической (психиатрической) патологии. "данные изъяты" отнесен к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ, как заболевание, характеризующееся совокупностью психических и соматических расстройств.
Как следует из материалов дела, Сидоров В.Н. состоит на диспансерном учете в наркологическом кабинете в "данные изъяты" с диагнозом: "данные изъяты" с октября 1990 года.
Из медицинской карты амбулаторного больного следует, что Сидоров В.Н. был поставлен на диспансерный учет с 18 сентября 1990 года, поскольку обращался за медицинской помощью с просьбой провести лечение от "данные изъяты".
Согласно эпикризам и записям в медицинской карте амбулаторного больного, Сидоров В.Н. находился на стационарном лечении в наркологическом кабинете медицинского учреждения "данные изъяты" в периоды с 18.09.1990 года по 30.10.1990 года, с 19.05.1994 по 27.05.1994 года, с 07.08.1995 по 14.08.1995 года, с 11.03.1996 по 18.03.1996 года, с 04.03.1997 по 13.03.1997 года, с 02.01.2000 по 10.01.2000 года, с 04.01.2001 по 10.01.2001 года, с 01.11.2001 по 09.11.2001 года, с 14.05.2003 по 22.05.2003 года, диагноз "данные изъяты". В амбулаторной карте лечащим врачом отражено, что Сидоров В.Н. "данные изъяты".
16 декабря 2021 года Сидоров В.Н. проинформирован лечащим врачом о состоянии здоровья на момент обращения за медицинской помощью, установленный диагноз ему известен, разъяснено о необходимости пройти обязательные диагностические исследования.
Данные сведения указывают, что диспансерное наблюдение установлено в отношении административного истца при наличии его добровольного информированного согласия, что соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктам 4, 5, 6 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н.
На основании части 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикаманиями" (документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава России от 13 декабря 2018 года N 877), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:
а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года;
б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:
- стойкая ремиссия (выздоровление);
- изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);
- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
- направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);
- в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения, осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
На основании пункта 8 вышеуказанного Порядка в ходе диспансерного наблюдения не реже одного раза в три месяца проводится углубленный медицинский осмотр, включающий в себя:
определение наличия психоактивных веществ в моче;
исследование уровня психоактивных веществ в моче или исследование уровня психоактивных веществ в крови (при положительном результате определения психоактивных веществ в моче);
качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови;
психопатологическое обследование или тестологическое психодиагностическое обследование;
психологическое консультирование.
Согласно пункта 12 Порядка снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что административный истец был поставлен на диспансерное наблюдение в соответствии с нормами действующего в тот период законодательства, каких-либо нарушений в процедуре такой постановки также не установлено, доказательств, подтверждающих стойкую ремиссию (выздоровление) в течение установленного законом срока (не менее N лет) у Сидорова В.Н. не установлено, оснований к прекращению диспансерного наблюдения в отношении административного истца также не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что в заключении от 23 ноября 2017 года медицинской карты амбулаторного больного не указано, что административный истец стоит на диспансерном учете, не является основанием к прекращению диспансерного наблюдения.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сидорова Василия Николаевича - ФИО10 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.