Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Бритвиной Н.С. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 июня 2022 года кассационную жалобу Шаймарданова Э.Р. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года по административному делу N 3га-360/2022 по административному исковому заявлению Шаймарданова Э.Р. к территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан об отмене результатов выборов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителей административного ответчика территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Елизарьевой Е.А. и Сизова Е.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
в соответствии с пунктом 1 Постановления Центральной избирательной комиссии России от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" назначено проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Решением территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года Шаймарданов Э.Р. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Стерлитамакскому одномандатному округу N 8 (л.д. 96, том 1).
Полагая, что в ходе избирательной кампании по Стерлитамакскому одномандатному избирательному округу N 8 выявлены нарушения избирательного законодательства, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, Шаймарданов Э.Р. оспорил результаты выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по данному избирательному округу.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения.
В кассационной жалобе Шаймарданов Э.Р. просит об отмене апелляционного определения в связи с нарушение норм процессуального права, указывая на соблюдение срока обжалования решения суда и необоснованность оставления апелляционной жалобы без рассмотрения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление подаются на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 названного Кодекса; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, указанным в пунктах 1 - 6, 12 - 15 части 1, части 2 статьи 20 этого Кодекса, если такие судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, если такие судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 поименованного Кодекса; на апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по другим делам, если такие определения были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; на кассационные и иные определения кассационных судов общей юрисдикции, за исключением кассационных определений, которыми не были изменены или отменены судебные акты мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела: об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума (пункт 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что кассационные жалоба, представление, подаваемые в кассационный суд общей юрисдикции, а также кассационные жалоба, представление, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные акты по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 данного Кодекса, подаются через суд, принявший решение. Суд, принявший решение, обязан незамедлительно направить кассационные жалобу, представление на судебный приказ, решение, апелляционное определение, кассационное определение или на иное определение, которым оканчивается производство по административному делу, вместе с административным делом в соответствующий суд кассационной инстанции.
В силу пункта 5 части 1 статьи 321 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью 2 статьи 318, статьями 319, 327.1 поименованного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 Кодекса.
Из материалов дела следует, что Шаймардановым Э.Р. обжалуется законность судебного акта суда апелляционной инстанций, принятого по требованиям об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Стерлитамакскому одномандатному избирательному округу N 8 (л.д. 100-110, том 1).
Согласно вышеприведенным законоположениям кассационная жалобаШаймарданова Э.Р. должна быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции, который был обязан направить административное дело вместе с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.
Однако, названное административное дело с кассационной жалобой Шаймарданова Э.Р. направлена судом первой инстанции для рассмотрения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, что не соответствует его подсудности и исключает возможность проверки законности обжалуемых судебных актов указанным судом кассационной инстанции по существу, в силу чего кассационная жалоба Шаймарданова Э.Р. подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Шаймарданова Эмиля Рауилевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 года оставить без рассмотрения. Административное дело и кассационную жалобу Шаймарданова Эмиля Рауилевича направить в Верховный Суд Республики Башкортостан для совершения процессуальных действий, предусмотренных частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 2 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.