Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Нафикова И.А, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивановой Л.С. на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г.
по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ставропольскому краю к Ивановой Л.С. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц и пени в общем размере 124 799, 33 рубля.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав Иванову Л.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы с дополнениями, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к Ивановой Л.С, о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц и пени в общем размере 124 799, 33 рубля.
В обоснование требований указано, что Иванова Л.С. состоит на налоговом учете в качестве плательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц, имеет в собственности и долевой собственности земельные участки, квартиры, гараж, магазин. Согласно налоговому уведомлению от 1 сентября 2020 г. N 53993617 всего по земельному налогу за 2019 год начислено 10 711 рублей, из которых согласно карточке расчета с бюджетом 27 ноября 2020 г. уплачено 570 рублей, 12 июля 2021 г. произведен зачет налога в сумме 1 248 рублей, 23 июля 2021 г. после принятого решения об уточнении платежа погашена задолженность в размере 446, 77 рублей, таким образом, задолженность по земельному налогу за 2019 год составила 8 446, 23 рублей (10 711 - 570 - 1 248 - 446, 77 = 8 446, 23). Согласно тому же налоговому уведомлению всего по налогу на имущество физических лиц за 2019 год Ивановой Л.С. начислено 124 567 рублей, из которых согласно карточке расчета с бюджетом 30 июля 2021 г. административным ответчиком произведена уплата налога в размере 8 580 рублей, таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год составила 115 987 рублей (124 567 - 8 580 = 115 987). В сроки, установленные законодательством, Иванова Л.С, сумму налога не оплатила, направленное в ее адрес требование от 24 декабря 2020 г. N 44952 об уплате задолженности до 26 января 2021 г. не исполнила. Судебный приказ, вынесенный по заявлению налогового органа 5 марта 2021 г, по возражению должника Ивановой Л.С. отменен 23 июля 2021 г, что послужило подаче в суд административного иска 28 сентября 2021 г. о взыскании с Ивановой Л.С. задолженности в сумме 124 799, 33 рублей, в том числе: земельный налог в размере 8 446, 23 рублей за 2019 год и пени в размере 31, 61 рублей за период 2 декабря 2020 г. по 23 декабря 2020 г.; налог на имущество физических лиц в размере 115 987 рублей за 2019 год и пени в размере 332, 51 рублей за аналогичный период.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ставропольскому краю удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Ивановой Л.С, поданной 20 июня 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27 июня 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы и обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Иванова Л.С. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ставропольскому краю в качестве налогоплательщика, имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами:
- "данные изъяты", по адресу: "адрес", кадастровая стоимость: 12 161 рублей, доля владения 1/1, налоговая ставка 1, 5 %, количество месяцев владения: 12/12 (расчет налога за 2019 г.: 12 161 х 1/1 х 1, 50 % х 12/12 = 182).
- "данные изъяты", по адресу: "адрес", кадастровая стоимость: 478 335 рублей, доля владения земельным участком 1/1, налоговая ставка 0, 3 %, количество месяцев владения: 12/12 (расчет за 2019 г.: 478 335 х 1/1 х 0, 3 % х 12/12 = 1 435).
- "данные изъяты", по адресу: "адрес", кадастровая стоимость: 605 646 рублей, доля владения 1/1, налоговая ставка 1, 5 %, количество месяцев владения: 12/12 (расчет за 2019 г.: 605 646 х 1/1 х 1, 5 % х 12/12 = 9 085).
- "данные изъяты", по адресу: "адрес", кадастровая стоимость: 24 770 рублей, доля владения 1/8, налоговая ставка 0, 3 %, количество месяцев владения: 12/12 (расчет налога за 2019 г.: 24 770 х 1/8 х 0, 3 % х 12/12 = 9).
Всего по земельному налогу за 2019 год начислено 10 711 рублей, из которых согласно карточке расчета с бюджетом 27 ноября 2020 г. административным ответчиком произведена уплата налога в размере 570 рублей, 12 июля 2021 г. по инициативе налогового органа произведен зачет налога в сумме 1 248 рублей, 23 июля 2021 г. принято решение об уточнении платежа в размере 446, 77 рублей, таким образом, задолженность по земельному налогу за 2019 год составила 8 446, 23 рублей (10 711 - 570 - 1 248 - 446, 77 = 8 446, 23).
Кроме того, налогоплательщик имеет в собственности объекты капитального строительства и помещения:
- с кадастровым номером "данные изъяты", гараж, кадастровая стоимость: 135 677 рублей, доля владения 1/1, налоговая ставка 0, 3 %, количество месяцев владения: 12/12 (налог за 2019 г. 164 рубля);
- с кадастровым номером "данные изъяты", магазин, кадастровая стоимость: 6 172 962 рублей, доля владения 1/1, налоговая ставка 2, 0 %, количество месяцев владения: 12/12 (налог за 2019 г. 123 459 рублей);
- с кадастровым номером "данные изъяты", квартира, кадастровая стоимость: 564 497 рублей, доля владения 1/8, налоговая ставка 0, 3 %, количество месяцев владения: 12/12 (налог за 2019 г. 85 рублей);
- с кадастровым номером "данные изъяты", квартира, кадастровая стоимость: 484 211 рублей, доля владения 1/1, налоговая ставка 0, 3 %, количество месяцев владения: 12/12 (налог за 2019 г. 859 рублей).
Всего по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. Ивановой Л.С. начислено 124 567 рублей, из которых согласно карточке расчета с бюджетом 30 июля 2021 г. административным ответчиком произведена уплата налога в размере 8 580 рублей, таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. составила 115 987 рублей.
Налоговым органом в адрес Ивановой Л.С. направлено требование от 24 декабря 2020 г. N 44952 сроком исполнения 26 января 2021 г, которое исполнено частично в приведенных согласно карточке расчета с бюджетом сумм.
18 февраля 2021 г. налоговым органом направлено заявление от 30 января 2021 г. N 618 о вынесении судебного приказа, по которому 5 марта 2021 г. мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Ивановой Л.С. по земельному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц и пени, транспортному налогу и пени в общем размере 137 187, 26 рублей, который впоследствии отменен определением от 23 июля 2021 г. по возражению должника.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 28 сентября 2021 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив расчет задолженности по налогам и пени, удовлетворил заявленные требования, исходя при этом из того, что Иванова Л.С. самостоятельно и добровольно обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога не исполнила, доказательств погашения задолженности либо отнесения к льготным категориям граждан не представила.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что доводы апелляционной жалобы Ивановой Л.С. по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а также отклонив как несостоятельные доводы о ненадлежащем извещении административного ответчика о времени и месте судебного заседания, поскольку они опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями, подтверждающими факт получения извещения о судебном заседании уведомлением о вручении, включая сведения официального сайта Почты России по соответствующему трек-номеру.
Судебная коллегия, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанции находит обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, статей 399, 387 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно положениям пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из приведенных положений закона, а также установив существенные для правильного разрешения административного дела обстоятельства, касающиеся владения Ивановой Л.С. в налоговом периоде объектами недвижимого имущества (земельными участками, магазином, гаражом, квартирами) на праве собственности и долевой собственности, что влечет начисление земельного налога и налога на имущество физических лиц, наличия доказательств направления налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога, отсутствия доказательств исполнения в полном объеме налоговой обязанности, проверив расчет задолженности и срок обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и после его отмены - обращения в суд с административным иском, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований налогового органа.
Доводы жалобы, связанные с отрицанием наличия государства Российской Федерации, правомерности создания и функционирования судов, недоверия судье, рассматривавшему дело, подлежат отклонению как несостоятельные и основанные на заблуждении административного ответчика и не влекут освобождение от уплаты законно установленных налогов.
Вопреки доводам жалобы, касающимся отсутствия у Ивановой Л.С. статуса физического лица, а у суда первой инстанции полномочий по отправлению правосудия, субъектный состав налогового правоотношения определен судами верно, спор разрешен надлежащим судом с соблюдением правил подсудности.
Доводы жалобы об отмене с 1 января 2005 г. всех налогов согласно пункту 5 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации были предметом проверки суда апелляционной инстанции и отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права.
Утверждение заявителя о допущенных судами нарушениях норм процессуального права, выразившихся в принятии административного иска, подписанного неуполномоченным лицом, ненадлежащем извещении о принятии административного иска и направлении искового материала, нарушении срока рассмотрения административного дела, рассмотрении административного дела в упрощенном порядке в отсутствие согласия административного ответчика, отсутствия в административном дела оригиналов документов, являющихся доказательствами, опровергаются материалами дела, с которыми Иванова Л.С. по ее ходатайству ознакомлена до начала рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании суда кассационной инстанции, в том числе свидетельствующими о своевременном направлении административного искового материала и судебных извещений, наличия документов о назначении уполномоченного должностного лица налогового органа и копии положения о нем, соблюдении установленного порядка и срока рассмотрения административного дела, поступившего 28 сентября 2021 г. и разрешенного в открытом судебном заседании без применения упрощенного (письменного) порядка 15 октября 2021 г. Несмотря на изложенное в жалобе толкование закона, требование о проставлении гербовой печати в оригинале судебного акта наряду с подписью судьи главой 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.
Ходатайство Ивановой Л.С. в суде кассационной инстанции о приобщении дополнительных документов, а также документов, приложенных к кассационной жалобе с дополнениями, оставлено без удовлетворения по основаниям статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о полномочиях суда кассационной инстанции, согласно которым в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, в связи с чем указанные документы возвращены.
Поданные Ивановой Л.С. документы, поименованные требованиями и волеизъявлениями, за неимением в них доводов и ходатайств, направленных на реализацию процессуальных прав либо касающихся существа спора о ее задолженности по налогам и пени, подлежат отклонению как неосновательные; заявление Ивановой Л.С. об отводе судей судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрено в судебном заседании 3 августа 2022 г. и отклонено мотивированным определением.
При таком положении, выводы судов первой и апелляционной инстанций следует признать соответствующими изложенным в обжалованном судебном акте обстоятельствам административного дела, основанными на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права.
В силу части 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов осуществляется до окончания производства в суде кассационной инстанции, в связи с чем такие меры, принятые по ходатайству заявителя жалобы, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановой Л.С. - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи И.А. Нафиков
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.