Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Точиева Ахмеда Алаудиновича, Марзаганова Аслана Курейшевича, Марзаганова Магомеда Курейшевича к ГУ ОПФ РФ по РИ о признании права на досрочную пенсию по старости, включении периода трудового стажа в зачет льготного трудового стажа, по кассационным жалобам Марзаганова Аслана Курейшевича, Маргазанова Магомеда, Точиева Ахмеда Алаудиновича на решение Магасского районного суда Респуюлики Ингушетия от 1 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 17 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, Выслушав Марзаганова М.К, Марзаганова А.К... Точиева А.А, поддержавших свои кассационные жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истцы обратились в суд с иском к ГУ-ОПФР по Республике Ингушетия, в котором просят суд обязать ответчика включить в льготный (специальный) стаж период работы Точиева А.А. в должности спасателя с 01 апреля 2004 г. по 25 ноября 2020 года, Маргазанова А.К. в должности спасателя с 02 апреля 2003 года по 25 ноября 2020 года, Марзаганова М.К. в должности спасателя с 01 апреля 2003 года по 01 июля 2021 года и назначить им досрочно страховую пенсию по старости с даты подачи заявления.
В обоснование исковых требований указано, что истцы работают в Ингушском поисково-спасательном отряде МЧС России (филиал ФГКУ "Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") в должности спасателей поисково-спасательного подразделения Ингушского ПСО МЧС России. До создания ФГКУ они работали в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, что подтверждается записью в трудовых книжках и другими документами. Истцы обратились в территориальное отделение Пенсионного фонда России по Назрановскому району с заявлениями о назначении им досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, однако решением от 08 сентября 2020 года им отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого льготного стажа.
Считают данный отказ незаконным, полагая, что в спорные периоды они были заняты на работах в должности и в учреждении, предусмотренных действующим законодательством, устанавливающим право на назначение досрочной страховой пенсии.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 01 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционноым определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда республики Ингушетия от 17 февраля 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационных жалобах заявители ставят вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных и не обоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений не формирований МЧС России) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истцов не возникло, поскольку занимаемая ими должность спасателя в поисково-спасательном отряде "Эрзи" ГУ МЧС РФ по Республике Ингушетия не относится к штатным единицам организационной структуры МЧС РФ. Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно запросив в ГУ МЧС России по Республике Ингушетия сведения о том, что поисково-спасательный отряд "Эрзи" к профессиональным аварийно-спасательным службам и формированиям МЧС России не относится и за счет средств федерального бюджета его личный состав не финансировался.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерны, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Трудовая пенсия в качестве спасателя могла быть зачтена только в случае работы в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России.
Поскольку досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпункта 16 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности МЧС РФ, а компетенция аварийно-спасательных служб, созданных другими органами ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, или объекта, следует признать, что компетенция спасательных служб ведомственных организаций также является ограниченной, а потому не влечет предоставление льгот пенсионного обеспечения, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС РФ.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами, в том числе с учетом представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 1 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 17 февраля 2022 года, - оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.