Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Усмановой Г.Ф.
судей Росиной Е.А, Поддубной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иристонского района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации о возложении обязанности по приведению защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к использованию по предназначению и обеспечению финансирования мероприятий, по кассационной жалобе ответчика Территориального управления Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания на решение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 22 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2022 года, Заслушав доклад судьи Росиной Е.А, заключение прокурора Гаринина Э.П. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмене судебных постановлений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иристонского района г..Владикавказа обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации о возложении обязанности по приведению защитного сооружения гражданской обороны в состояние готовности к использованию по предназначению и обеспечению финансирования мероприятия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой республики проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории района. Проверкой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: "адрес", расположенное в 2-х этажное здание ГБУЗ "Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации" Минздрава РСО-Алания, введенного в эксплуатацию в 1957 году, находится на балансе медицинского учреждения, вместимостью 320 человека, общей площадью 160 кв.м, состоящей в реестре государственного имущества под N, класс ЗС ГО A-V, в оперативное управление, хозяйственное ведение или в пользование в целях сохранения объекта, имущество гражданской обороны по договору кому-либо Территориальным Управлением Росимущества не передавалось. Назначение объекта как защитного сооружения не изменено. Согласно требованиям подп.4.1.3 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года, организацией эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти и местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
Также в иске указано, что в период с июня по ноябрь 2018 в соответствии с приказом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N "О мероприятиях по подготовке и проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории РФ", методическими указаниями МЧС России, распоряжением АМС г..Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ N "О создании комиссии по проведению дополнительного уточнения сведений по защитным сооружениям гражданской обороны города Владикавказа" проведена инвентаризация защитных сооружений города. Согласно Акту межведомственной комиссии инвентаризации оценки содержания и использования защитного сооружения от ДД.ММ.ГГГГ инв. N, в ходе осмотра ЗС ГО выявлены многочисленные нарушения Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. По мнению прокурора, вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, непригодно для использования по прямому назначению, не готово к приему укрываемых, нуждается в проведении капитального ремонта, а имеющиеся нарушения ЗС ГО приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны - предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Заявителем отмечается, что сведений о том, что вышеуказанный объект гражданской обороны был передан на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, Территориальным управлением Росимущества не представлено, само назначение объекта, как защитного сооружения не изменено.
Ссылаясь в иске на то, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст.210 ГК РФ), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания. Однако бездействием Территориального управления нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности скрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.
Решением Промышленного районного суда г..Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 22 июня 2021 исковые требования прокурора Иристонского района г..Владикавказа удовлетворены. Признано незаконным бездействие Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в РСО- Алания, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны инв. N, расположенного в подвале нежилого двухэтажного здания по адресу: "адрес", реестровый номер федеральной собственности 1500070.
На Территориальное управление агентства по управлению федеральным имуществом в РСО-Алания возложена обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны инв. N реестровой номер федеральной собственности 1500070 в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: ЗСГО обеспечить коллективными аптечками на расчётное количество укрываемых; издать приказ о назначении ответственного должностного лица, обязанности которого входит организация их правильного учёта, содержат помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; к паспорту ЗС ГО приложить заверенные копии поэтажного плана экспликаций помещений; завести журнал проверки состояния ЗС ГО; определить сигналы оповещения гражданской обороны; разработать план перевода ЗС ГО на режим приёма укрываемых; разработать план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; составить планы внешних и внутренних инженерных сетей указанием отключающих устройств ЗС ГО; составить список личного состава группы по обслуживанию ЗС ГО; разработать эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО; разработать эксплуатационную схему водоснабжения и канализации З.СГО; разработать эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО; разработать инструкцию по технике безопасности, при обслуживании оборудования в ЗС ГО; разработать инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты ЗС ГО; разработать инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами в ЗС ГО; разработать инструкцию по противопожарной безопасности; составить правила поведения, укрываемых в ЗС ГО; завести журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); завести журнал учёта обращений, укрываемых в ЗС ГО за медицинской помощью; завести журнал регистрации
демонтажа, ремонта и замены оборудования ЗС ГО; разработать схему эвакуации укрываемых из очага поражения ЗС ГО; разместить на объекте список телефонов; издать приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность, который обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте; обеспечить объект табличками с номером телефона для вызова пожарной охраны; составить планы эвакуации людей при пожаре; разработать инструкции о действиях персонала по эвакуации людей; на дверях помещений производственного и складского назначения овить обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класса зоны; приобрести противопожарный инвентарь; восстановить герметизацию и гидроизоляцию помещения; устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками предусмотренными конструкцией светильника; устранить эксплуатацию электропровода и кабеля с видимыми нарушениями изоляции; разобрать загромождения на путях движения, входах в ЗС ГО и иных выходах; установить необходимое количество нар, в соответствии с вместимостью убежища; провести ремонт в соответствии с требованиями по содержанию ЗС ГО. Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ обязанность обеспечить финансирование мероприятия, связанного с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны инв. N, реестровый номер федеральной собственности 1500070, расположенного в подвале нежилого двухэтажного здания по адресу: РСО-Алания, "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2022 года решение оставлено без изменения.
Представителем ответчика Территориального управления Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания по доверенности Засеевой Г.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения. В обоснование жалобы кассатор указывает на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых постановлений не имеется.
В соответствии со 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, руководствуясь положениями гражданского законодательства и иными нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции, исходил из доказанности имеющихся нарушений защитного сооружения гражданской обороны, которые приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны - предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, установив, что собственником защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: "адрес", является Территориальное управление Росимущества, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, не усмотрев оснований применению иных норм материального права и их иному толкованию, а также к переоценке доказательств по делу.
Вопреки доводам жалобы, все доказательства по делу, в том числе на которые ссылается кассатор, исследованы судом апелляционной инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам ст. 198, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы, в том числе и о том, что ТУ Росимущество не наделено полномочиями по выполнению указанных прокурором действий, были предметом оценки и исследования судом апелляционной инстанции, и мотивировано отклонены.
Суд кассационной инстанции правом переоценки собранных по делу доказательств не наделен и в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных постановлений, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 22 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания - оставить без удовлетворения.
Председательствующий Усманова Г.Ф.
Судьи Росина Е.А.
Поддубная О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.