Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Лобачева А.Н., действующего в интересах Ассоциации по охране диких животных "Русский лес", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела охраны и защиты лесного фонда управления лесами Белгородской области от 6 июля 2021 года N206, решение судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 13 сентября 2021 года и решение судьи Белгородского областного суда от 25 октября 2021 года, вынесенные в отношении Ассоциации по охране диких животных "Русский лес" (далее также - Ассоциация "Русский лес") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела охраны и защиты лесного фонда управления лесами Белгородской области от 6 июля 2021 года N206, оставленным без изменения решением судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 13 сентября 2021 года и решением судьи Белгородского областного суда от 25 октября 2021 года, Ассоциация "Русский лес" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Лобачев А.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 6 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2047, порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 7 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года N 912 (далее - Правила), не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Ассоциации "Русский лес" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении и судебных актах выводы о том, что 21 апреля 2021 года в 13 часов 30 минут при изучении представленного отчета от 30 марта 2021 года о защите лесов по форме 1-ЗЛ установлено проведение названным юридическим лицом в I квартале 2021 года на лесном участке Шебекинского лесничества Белгородской области биотехнических мероприятий без соответствующих назначений и рекомендаций актов лесопатологических обследований насаждений за 2019-2020 г.г.
Вместе с тем принятые по делу акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении правил санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 2 статьи 24, частью 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, том числе в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В силу части 2 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 данной статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
К профилактическим биотехническим мероприятиям относится улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц, которое заключается, в том числе в развешивании скворечников.
Лесным планом Белгородской области, утвержденным постановлением Губернатора Белгородской области от 23 ноября 2017 года N 118, действующим до 2025 года, предусмотрено изготовление и развешивание искусственных гнездовий в Шебекинском лесничестве.
Лесохозяйственным регламентом ОКУ "Шебекинское лесничество", размещенным на официальном сайте министерства природопользования Белгородской области, также предусмотрена необходимость осуществлять комплекс биотехнических мероприятий (устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездовий и укрытий для зверей и птиц, и другие мероприятия).
Из материалов дела следует, что 30 декабря 2014 года между управлением лесами Белгородской области и Ассоциацией "Русский лес" заключен договор аренды лесного участка N146, в соответствии с условиями которого последней предоставлен во владение и пользование сроком на 47 лет лесной участок, находящейся в государственной собственности, в том числе с местоположением: Белгородская область, Шебекинский район, ОКУ "Шебекинское лесничество", в границах кварталов N1-18, N19 (выделы 1-13, 15, 16), N 20 (выделы 1-5, 7, 8), N21 (выделы 1-9, 11, 12), N22-49 (бывшее Масловопристанское лесничество), N96 (бывшее Белгородское лесничество), номер учетной записи в государственном лесном реестре 000037-2014-11 (площадь 2637 га).
Согласно подпункту "а" пункта 14 договора арендатор имеет право приступить после государственной регистрации данного договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложениями N5.1, 5.2, 5.3 к указанному договору, и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.
В силу подпункта "ж" пункта 15 договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, противопожарные мероприятия на лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложениях N 6.1, 6.2, 6.3 к договору.
Согласно пункту 19 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложением 6.3 к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемой части лесного участка Шебекинского лесничества Белгородской области, в том числе - биотехнические мероприятия со среднегодовым объемом на площади 20 га, сроки исполнения - I и II кварталы.
Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду Ассоциации "Русский лес", со сроком действия с 2018 по 2026 г.г, предусмотрено проведение профилактических биотехнических мероприятий на указанном лесном участке в виде изготовления и развешивания гнездовий для птиц по 15 шт. ежегодно.
Из отчета о защите лесов по форме 1-ЗЛ за I квартал 2021 года следует, что Ассоциацией "Русский лес" на лесном участке Шебекинского лесничества Белгородской области проведены указанные биотехнические мероприятия на площади 20 га.
Вместе с тем, при рассмотрении дела должностным лицом и судебными инстанциями не выяснялось, проводилось лесопатологическое обследование при разработке указанного проекта освоения лесов, а также в дальнейшем, за исключением 2019-2020 г.г.
При этом согласно пункту 19 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года N 910, акт лесопатологического обследования действует до момента сохранения характеристик (санитарных и лесопатологических) лесного насаждения, но не менее 3 (трех) лет.
В рассматриваемом случае, с учетом конкретных обстоятельств данного дела собранные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о доказанности вины Ассоциации "Русский лес" в совершении указанного административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела охраны и защиты лесного фонда управления лесами Белгородской области от 6 июля 2021 года N206, решение судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 13 сентября 2021 года и решение судьи Белгородского областного суда от 25 октября 2021 года подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые постановления.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела охраны и защиты лесного фонда управления лесами Белгородской области от 6 июля 2021 года N206, решение судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 13 сентября 2021 года и решение судьи Белгородского областного суда от 25 октября 2021 года, вынесенные в отношении Ассоциации по охране диких животных "Русский лес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.