Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 сентября 2008 г. N Ф03-А59/08-2/3112
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 14.03.2008, постановление от 02.06.2008 по делу N А59-252/08-С13 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области о признании недействительным решения о возврате без исполнения исполнительного документа.
Резолютивная часть постановления от 04 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2008 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске (далее - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске, управление пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (далее - УФК по Сахалинской области) о возврате без исполнения исполнительного документа - постановления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Решением суда первой инстанции от 14.03.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2008, заявленные требования удовлетворены. Решение УФК по Сахалинской области от 05.12.2007 N 12.1-689 признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Судебные акты мотивированы тем, что постановление об обращении взыскания на денежные средства бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений является исполнительным документом и подлежит исполнению органом Федерального казначейства.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе УФК по Сахалинской области полагающего, что судами обеих судебных инстанций неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права в связи с чем, просит решение от 14.03.2008, постановление от 02.06.2008 Арбитражного суда Сахалинской области отменить и направить дело на новое рассмотрение.
УФК по Сахалинской области считает, что отказ в исполнении постановления управления пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пени правомерен, поскольку федеральным законодательством не установлен порядок исполнения иных, кроме исполнительных листов и судебных приказов, документов.
Отзыв на кассационную жалобу не поступал.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Южно-Сахалинску проведена проверка войсковой части 21527 по вопросу своевременности уплаты страховых взносов за 2006 год, в ходе которой установлена несвоевременная уплата войсковой частью в проверяемый период страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, в связи с чем управлением пенсионного фонда начислена пеня по состоянию на 26.04.2007 в размере 6127,09 руб.
Управлением пенсионного фонда выставлено требование от 27.04.2007 N 12110, которым войсковой части предложено в срок до 17.05.2007 уплатить пени по страховым взносам.
В связи с неисполнением требования, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Южно-Сахалинску приняло решение от 28.06.2007 N 70 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое обращено к исполнению путем направления судебному приставу-исполнителю для исполнения.
13.08.2007 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 6949/1. Постановлением от 22,10.2007 исполнительный документ возвращен в управление пенсионного фонда в связи с окончанием исполнительного производства по причине невозможности взыскания заявленной суммы.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Южно-Сахалинску обратилось в Управление Федерального казначейства по Сахалинской области с заявлением от 22.11.2007 о принятии на исполнение постановления о взыскании с войсковой части пени, которое письмом от 05.12.2007 N 12.1-689 возвращено без исполнения по тем основаниям, что в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы федерального казначейства производят исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации лишь на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Не согласившись с решением УФК по Сахалинской области, управление пенсионного фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судами обеих судебных инстанций правильно сделан вывод о неправомерности отказа УФК по Сахалинской области в исполнении исполнительного документа - постановления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Судами обеих судебных инстанций установлено, что размер задолженности войсковой части, взыскиваемой ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Южно-Сахалинску во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
Поскольку у войсковой части 21527 отсутствовали счета в банках и кредитных организациях, то возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в казначейство, через открытые счета в котором осуществляется финансирование части из федерального бюджета, в связи с чем суды обеих инстанций обоснованно пришли к правомерному выводу о признании недействительным решения УФК по Сахалинской области по возврату постановления управления пенсионного фонда от 17.07.2007 N 70 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Учитывая, что судами обеих инстанций правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений в применении норм процессуального права, решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции изменению или отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.03.2008, постановление от 02.06.2008 по делу N А59-252/2008-С13 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2008 г. N Ф03-А59/08-2/3112
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании