Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Щекинский район на решение Щекинского районного суда Тульской области от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 15 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Щекино Тульской области в интересах муниципального образования Щекинский район к администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области о возложении обязанности привести в надлежащее состояние водопроводную сеть.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Щекино Тульской области обратился в суд в интересах муниципального образования Щекинский район с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области по организации надлежащего водоснабжения, возложить обязанность привести в надлежащее состояние имущество, находящееся в муниципальной собственности, а именно участок водопроводной сети по улице Школьной деревни Ясная Поляна Щекинского района Тульской области, протяженностью 515м с кадастровым номером N.
В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой города Щекино Тульской области проверки установлено, что администрация муниципального образования Щекинский район Тульской области является собственником водопроводной сети протяженностью 515 м, расположенной по улице Школьной деревни Ясная Поляна Щекинского района Тульской области, которая находится в непригодном состоянии (полностью изношена), что исключает возможность ее эксплуатации. На представление прокурора административным ответчиком сообщено, что мероприятия по приведению водопроводной сети в надлежащее состояние будут рассмотрены при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. По информации администрации муниципального образования Щекинский район денежных средств в бюджете муниципального образования Щекинский район в 2021 году на прокладку трубопровода, не предусмотрено.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 10 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 15 марта 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 13 мая 2022 года через Щекинский районный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 мая 2022 года, администрация муниципального образования Щекинский район просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельства дела. Указывает, что участок сети водоснабжения протяженность 515 м проходит по улице Школьной деревни Ясная Поляна Щекинского района и участвует в непосредственном обеспечении водоснабжением населения N по улице Школьной, а также примыкающего к нему иного участка сети водоснабжения, участвующего в водоснабжении жителей. Жители деревни Ясная Поляна обеспечены бесперебойным и надежным водоснабжением, жалоб от жителей не поступало. Прокурором города Щекино указано, что спорный участок сети эксплуатируется 46 лет, и на основе соотношения фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы, регламентированному в правилах износа трубопровода и других недоступных для осмотра сооружений, сделан вывод о фактическом его износе на 80%, с чем кассатор не согласен. В материалах дела отсутствуют результаты технического обследования спорного участка сети, заключения специализированных организаций, которые подлежали согласованию с администрацией муниципального образования Щекинский район и свидетельствовали бы о ненадлежащем состоянии участка сети. Судом не привлечен к участию в деле собственник "адрес". Административным истцом и судом не установлено какие права муниципального образования нарушены. Обращает внимание, что бюджет муниципального образования Щекинский район дефицитный, сокращение бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета в текущем периоде не представляется возможным.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебных актов не находит.
Материалами административного дела подтверждается, что муниципальное образование Щекинский район Тульской области является собственником сооружения (водопроводной сети), протяженностью 515 м, с кадастровым номером N, по адресу: Тульская область, Щекинский район, деревни Ясная Поляна, улица Школьная.
Нежилое здание по улице Школьная, N, принадлежит Шевченко Е.Н, а находится в пользовании Ворошнина А.Ю. на основании договора аренды от 1 ноября 2020 года.
На основании обращения Ворошнина А.Ю. прокуратурой города Щекино проведена проверка по вопросу отсутствия водоснабжения в производственном здании по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки установлено, что указанный участок водопроводной сети, протяженностью 515 м, находится в непригодном состоянии - полностью изношен, в связи с чем прокурором 5 августа 2020 года главе администрации муниципального образования Щекинский район внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности.
Из ответа главы администрации на представление следует, что мероприятия по приведению в надлежащее состояние спорного участка водопроводной сети подлежат рассмотрению в рамках муниципальной программы муниципального образования Щекинский район "Улучшение жилищных условий граждан и комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании Щекинский район", утвержденной постановлением администрации муниципального образования Щекинский район от 21 сентября 2018 года N 9-1238 при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
На основании договора аренды недвижимого муниципального имущества от 16 ноября 2020 года, заключенного между администрацией муниципального образования Щекинский район и обществом с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоСнабжение", недвижимое имущество - сооружение (водопроводная сеть) с кадастровым номером N, 1975 года ввода в эксплуатацию, в ограниченно работоспособном состоянии и с фактическим износом 80%, передано в аренду ООО "ТеплоВодоСнабжение" с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
По сообщению ООО "ТеплоВодоСнабжение" линия водоснабжения, в которую был подключен Ворошнин А.Ю, изношена на 100% и восстановлению не подлежит.
Из технической документации усматривается, что данные сети эксплуатируются 46 лет, износ участка водопроводной сети составляет 80%.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о бездействии администрации муниципального образования Щекинский район по надлежащему содержанию участка водопроводной сети. Административным ответчиком - органом местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, не выполняются мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статьям 215, 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, которым судом дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод судов о том, что администрацией муниципального образования Щекинский район Тульской области ненадлежащим образом исполняются обязанности по организации водоснабжения населения, допущено бездействие, в связи с чем заявленные прокурором требования удовлетворены обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 названного Кодекса об исполнении решения суда и разъяснений, разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" обжалуемые решения судов нижестоящих инстанций отвечают требованиям действующего законодательства об их исполнимости.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Устава муниципального образования Щекинского района вопросы организации надлежащего водоснабжения и водоотведения в границах соответствующих территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий.
Нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные постановления не содержат.
Ссылки кассатора на нарушение судом процессуальных норм, а именно непривлечение к участию в дело заинтересованным лицом собственника домовладения N по адресу "адрес", не свидетельствует о незаконности принятого в отношении административного ответчика решения, обоснованности выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований не опровергают.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не является.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Щекинский район Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.