Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кривошея М.В. на решение Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кривошея М.В. к администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным постановления от 24 сентября 2009 года N 4990 в части утверждения проекта межевания формируемого земельного участка многоквартирного жилого дома.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Кривошея М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24 сентября 2009 года N 4990 "Об утверждении проекта межевания территории в границах улиц Космонавта Комарова, Адмирала Макарова, Юпитерская, проспекта Ленина, реки Ржавка в Ленинском районе города Нижнего Новгород" в части утверждения проекта межевания формируемого земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности "адрес". Административному истцу на праве общей долевой собственности также принадлежит общее имущество многоквартирного дома, в том числе земельный участок на котором расположен дом. Для строительства "адрес" был выделен земельный участок площадью 2501, 5 кв.м, которым собственники квартир спорного дома пользовались более 65 лет. Оспариваемым постановлением утвержден проект межевания формируемого земельного участка многоквартирного жилого дома, в соответствии с которым площадь используемого участка составила 2189 кв.м. Вместе с тем Кривошея М.В. не давала согласие на уменьшение собственности, о проведении публичных слушаний по формированию земельного участка для спорного дома не извещалась, проект межевания территории не публиковался. Полагала, что оспариваемое постановление нарушает ее права как собственника, при предполагаемом сносе дома и выкупе у собственников жилых помещений, площадь земельного участка, сформированного вокруг дома, может повлиять на стоимость выкупной цены.
Решением Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 марта 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 14 мая 2022 года в электронном виде через Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 мая 2022 года, Кривошея М.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указала, что в результате неправомерных действий административного ответчика была лишена возможности принять участие в слушаниях по проекту межевания территории. Судами установлено, что и в момент утверждения проекта, и в настоящее время существует значительная не распределенная территория, позволяющая увеличить площадь земельного участка не только спорного дома, но и смежных земельных участков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из соблюдения административным ответчиком в рассматриваемом случае порядка и процедуры принятия оспариваемого постановления и отсутствия оснований для признания его незаконным, а также доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Предполагаемый земельный участок площадью 2501, 5 кв.м не может рассматриваться как объект недвижимости, на который у административного истца возникли или могут возникнуть права, в том числе право собственности. При формировании земельных участков в составе проекта межевания территории, утвержденного оспариваемым постановлением, в 2009 году были определены максимально возможные границы и площадь земельного участка для "адрес", поскольку данный земельный участок ограничен территориями земельных участков других домов, формирование которых осуществлялось одновременно с земельным участком под спорным многоквартирным домом. При этом, учитывая сложившуюся застройку на указанной территории, градостроительную ситуацию у администрации города отсутствовала возможность предоставления земельного участка в соответствии с нормативными размерами, поскольку иное поставило бы интересы жителей "адрес" в приоритетное положение по отношению к смежным землепользователям. Площадь земельного участка под многоквартирным "адрес" сформирована с учетом возможности проезда и прохода, благоустройства.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 8 мая 2009 года N 1949 департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода разрешена разработка проекта межевания территории в границах улиц Космонавта Комарова, Адмирала Макарова, Юпитерская, проспекта Ленина, реки Ржавка в Ленинском районе города Нижнего Новгорода согласно чертежу департамента N.
Постановление опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород" (выпуск от 22 мая 2009 года N 39 (358)).
Постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 октября 2007 года N 109 утверждено Положение о проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, которое действовало в период спорных правоотношений (утр.силу в связи с изданием решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 июня 2015 года N 150).
Постановлением главы города Нижнего Новгорода от 16 июля 2009 года N 131-п назначено проведение слушаний на 5 августа 2009 года в 18 часов 00 минут по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, 46 (здание администрации Ленинского района, актовый зал) по проекту межевания территории в границах улиц Космонавта Комарова, Адмирала Макарова, Юпитерская, проспекта Ленина, реки Ржавка в Ленинском районе города Нижнего Новгорода, которое опубликовано в газете "Нижегородский рабочий" (выпуск от 22 июля 2009 года N 119/16662).
Публичные слушания по проекту межевания проведены 5 августа 2009 года, по результатам проведенных публичных слушаний подготовлено заключение N-п, в соответствии с которым главе администрации города Нижнего Новгорода рекомендовано утвердить проект межевания территории в границах улиц Космонавта Комарова, Адмирала Макарова, Юпитерская, проспекта Ленина, реки Ржавка в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "День города Нижний Новгород" от 4 сентября 2009 года N 69 (388).
В соответствии с постановлением администрации города от 8 февраля 2006 года N 252 "Об опубликовании муниципальных правовых актов города Нижнего Новгорода" (в ред. действовавшей в период спорных правоотношений) официальным печатным средством массовой информации для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов определена газета "День города Нижний Новгород", учрежденная в соответствии с распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 23 июля 2004 года N 2455-р.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода от 24 сентября 2009 года N 4990 утвержден проект межевания территории в границах улиц Космонавта Комарова, Адмирала Макарова, Юпитерская, проспекта Ленина, реки Ржавка в Ленинском районе города Нижнего Новгорода", разработанный на основании постановления администрации города Нижнего Новгорода от 8 мая 2009 года N 1949 "О разработке проекта межевания территории в границах улиц Космонавта Комарова, Адмирала Макарова, Юпитерская, проспекта Ленина, реки Ржавка в Ленинском районе города Нижнего Новгорода" в части установления границ земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом с прилегающей территорией, расположенным по адресу: "адрес".
Постановление администрации города Нижнего Новгорода N опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород" от 16 октября 2009 года N (400), а также размещено на официальном сайте администрации "адрес" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно плану межевания, утвержденному постановлением администрации города Нижнего Новгорода N, предусмотрено формирование земельного участка площадью 2189 кв.м, администрацией сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N площадью 2191 кв.м.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установилв Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Реализовав в ЖК РФ и Законе N 189-ФЗ предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются в том числе границы существующих земельных участков, а также границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков (пункт 4 части 6, пункт 1 части 7 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Из частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред, действовавшей в период спорных правоотношений) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, действовавших в период застройки указанных территорий. Местоположение границ смежных земельных участков определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 3 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1223 (действовавшего в период формирования земельного участка), нормативный размер земельного участка определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.
Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах предусматривало, что если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность домовладельцев в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка в кондоминиуме за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка в кондоминиуме устанавливаются по фактически существующим границам (пункт 4). Действующее законодательство в области градостроительной деятельности также не содержит запрета формирования земельных участков в сложившейся застройке меньше нормативного размера.
Учитывая приведенные нормы материального права, установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления, незаконным. Сформированный проектом межевания для эксплуатации жилого дома, земельный участок площадью 2191+/-16 кв.м по своим параметрам не соответствует нормативным показателям, однако законодательство в области градостроительной деятельности не содержит запрета на формирование земельного участка меньше нормативного размера.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения или опровергали бы выводы постановленных решений.
Поскольку судами нижестоящих инстанций обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, существенных нарушений норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав административного истца, не допущено, то оснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кривошея М.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.