Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сафонова С.Л. на решение Пролетарского районного суда города Тулы от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Сафонову С.Л. о взыскании страховых взносов, пени.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области, налоговый орган) обратилось в суд с административным иском, в котором просило взыскать с Сафонова С.Л. задолженность за 2018-2019 годы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 49 945 рублей, пени в размере 9 229 рублей 38 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 10 430 рублей; пени в размере 1927 рублей 05 копеек.
Заявленные требования обоснованы тем, что Сафонов С.Л. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, однако обязанность по их уплате за 2018-2019 годы не выполнил, в связи с чем ему было направлено требование об уплате страховых взносов и начислены пени, которое исполнено частично: за 2018 год оплачены страховые взносы на ОМС в размере 2 294 рублей и на ОПС в размере 5 954 рублей. Вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 29 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено полностью. Также с Сафонова С.Л. в доход бюджета муниципального образования г. Тула взыскана государственная пошлина в размере 2 345 рублей 94 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 января 2022 года принят отказ УФНС России по Тульской области от иска к Сафонову С.Л. в части взыскания:
задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (взнос) за 2019 год - 29354 рубля, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (взнос) за 2019 год -6884 рубля, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год - 973 рубля 86 копеек, пени по страховым взносам на пенсионное страхование за 2017 год - 4964 рубля 69 копеек.
Решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 29 июня 2021 года в указанной части отменено, производство по делу прекращено.
В части взыскания с Сафонова С.Л. государственной пошлины решение суда изменено, с Сафонова С.Л. взыскана государственная пошлина доход бюджета муниципального образования г. Тула в сумме 1080 рублей 65 копеек.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 11 июня 2022 года через Пролетарский районный суд г. Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 июня 2022 года, Сафонов С.Л. просит отменить состоявшиеся судебные акты в части взыскания за 2018 года задолженности по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование. В доводах жалобы указывает на несоблюдение налоговым органом порядка и сроков направления ему требования об уплате недоимки по страховым взносам за 2018 год, сроков обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и в суд, в связи с чем основания для взыскания задолженности по страховым взносам за 2018 год отсутствовали.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают начиная с 2017 год страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере за расчетный период 2018 года - 26 545 рублей, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2018 года - 5 840 рублей, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сафонов С.Л. с 30 декабря 2014 года является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих - арбитражным управляющим.
Через личный кабинет налогоплательщика Сафонову С.Л. налоговым органом было направлено требование от 29 июня 2020 года N 76981 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года); страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в общем размере 96 613 рублей, пени - 11 156 рублей 43 копеек, сроком исполнения до 5 августа 2020 года.
В связи с неисполнением требования, 9 октября 2020 года налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с Сафонова С.Л. недоимки по страховым взносам и пени.
Мировым судьей судебного участка N 68 Пролетарского судебного района г. Тулы 16 октября 2020 года вынесен судебный приказ по делу N 2а-2499/2020, который определением мирового судьи от 18 ноября 2020 года отменен в связи с поступившими от Сафонова С.Л. возражениями относительно его исполнения.
По настоящему делу спорным является период 2018 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о взыскании недоимки по страховым взносам за 2018 год на ОПС и ОМС, суд исходил из того, что Сафонов С.Л. свою обязанность исполнил не в полном объеме, налоговым органом порядок принудительного взыскания недоимки и пени по соответствующим видам налогов, а также срок на обращение в суд соблюдены.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, само по себе, не влечет нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика. В то же время с даты выявления недоимки не должны быть превышены совокупные сроки, установленные статьей 48 (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием, при превышении установленной законом суммы), статьей 69 (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки) Налогового кодекса Российской Федерации.
Срок направления требования об уплате налога по пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется со следующего дня после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
При уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Из налогового требования N 76981 следует, что по состоянию на 29 июня 2020 года за Сафоновым С.Л. числилась недоимка по страховым взносам за 2018 год на ОПС в размере 26 545 рублей, на ОМС в размере 5 840 рублей. По общему правилу днем выявления недоимки является 9 января 2019 года.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиков занятия частной практики.
Поскольку уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих не представлял в налоговый орган необходимые сведения, административным истцом направлены запросы 21 апреля 2020 года в Управление Росреестра по Тульской области, 24 апреля 2020 года в Центральный Аппарат Росреестра в Управление по контролю и надзору в сфере саморегулирующих организаций с просьбой представить сведения об арбитражных управляющих, указанных в приложении, в электронной форме через электронный сервис Системы межведомственного взаимодействия, а также заявка на сайт технической поддержки с указанием проблемы не отражения сведений в ветке "Налоговое администрирование" о постановке налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего.
Из ответа СТП следовало, что постановка в централизованном учете налогоплательщиков в отношении арбитражных управляющих не отображается, если дата внесения сведений меньше 1 января 2017 года.
Центральный Аппарат Росреестра 19 мая 2020 года выгрузил в Единый государственный реестр налогоплательщиков сведения в отношении Сафонова С.Л, который является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих с 30 декабря 2014 года.
Таким образом, на 9 июня 2020 года налоговым органом была выявлена недоимка по уплате административным ответчиком страховых взносов за 2018 года на ОПС и ОМС, отраженная в КРСБ налогоплательщика, что явилось основанием для направления требования о ее уплате с соблюдением положений статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом Сафонов С.Л, зная, что является арбитражным управляющим, возложенную на него законом обязанность по самостоятельному исчислению и уплате страховых взносов, не исполнял.
Последующая процедура взыскания недоимки, предусмотренная пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации соблюдена.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным удовлетворение административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, отмены оспариваемых судебных актов не влекут.
Оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда города Тулы от 29 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сафонова С.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.