Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тулы на решение Зареченского районного суда города Тулы от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Львутиной Е.В. к администрации города Тулы о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя администрации города Тулы Богмы А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Львутина Е.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие администрации города Тулы в обеспечении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы, предоставленного административному истцу на праве собственности, объектами инфраструктуры - водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, автомобильной дорогой местного значения; возложить на администрацию города Тулы обязанность подвести к указанному земельному участку объекты инфраструктуры в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указала, что в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства семье административного истца был выделен земельный участок с кадастровым номером N, пользоваться которым по его целевому назначению в течении нескольких лет не представляется возможным, поскольку с момента выделения и передачи в собственность в 2013 году до настоящего времени надлежащей инфраструктурой участок не обеспечен, отсутствуют технические условия подключения объекта недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, водоотведения, газопровода, автомобильной дороги общего пользования.
Решением Зареченского районного суда города Тулы от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 29 марта 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Тула в необеспечении земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы инфраструктурой газо- и водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности. На администрацию муниципального образования город Тула возложена обязанность обеспечить инженерной инфраструктурой земельный участок с кадастровым номером N в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 16 июня 2022 года через Зареченский районный суд города Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 июня 2022 года, администрация города Тулы просит отменить состоявшиеся судебные акты, указывая на отсутствие бездействия, поскольку меры, направленные на поэтапное обеспечение спорного земельного участка и других участков объектами инженерной инфраструктуры, принимались. Кроме того, имелось недостаточное финансирование, однако строительство инженерной инфраструктуры по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению частично выполнено, проведено обустройство щебнем подъездных дорог к части земельных участков.
На кассационную жалобу Львутиной Е.В. поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений не допущено.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции установив, что земельный участок с кадастровым номером N не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, пришел к выводу, с которым согласилась апелляционная инстанция, о непринятии административным ответчиком в течение длительного времени необходимых мер для обеспечения земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования города Тулы.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей".
В соответствии со статьей 2-2 указанного закона многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием (часть 1). Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность в равных долях многодетному гражданину, его детям, с учетом которых установлено право на получение земельного участка, а также его супругу (супруге) в случае, если он (она) является родителем, усыновителем (удочерителем) этих детей (часть 2). Многодетному гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно (далее - Перечни земельных участков (пункт 1 части 3). Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 3 этого закона.
В силу части 3 указанного закона субъекта в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Из материалов дела следует и установлено судами, на основании распоряжения от 19 марта 2013 года N 317-р правительства Тульской области, в соответствии с Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" Львутиной Е.В. в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1 210 кв.м.
10 апреля 2013 года между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и административным истцом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность.
Постановлением администрации города Тулы от 11 июля 2012 года N 1879 на основании постановления администрации города Тулы от 16 марта 2011 года N 599 "О подготовке градостроительной документации жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы", учитывая протоколы и итоги публичных слушаний по документации по планировке территории жилого района, утверждена документация по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы.
Постановлением администрации города Тулы от 21 марта 2014 года N 758 в связи с обращением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области принято решение о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы и подготовке технического задания на разработку документации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Таким образом, определение порядка и случаев предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Вместе с тем, судами установлено, что с 2013 года (момента предоставления земельного участка) и до настоящего времени (9 лет) мероприятия по обеспечению спорного земельного участка коммунальной и транспортной инфраструктурой не выполнены.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией города Тулы должных мер для обеспечения данного земельного участка, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы администрации города Тулы об отсутствии незаконного бездействия аналогичны соответствующим доводам апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, и они обоснованно отклонены.
Кассационная жалоба не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы в обжалуемых судебных актах, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зареченского районного суда города Тулы от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Тулы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.