Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Косаревой Елены Валерьевны на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Первоуральского судебного района Свердловской области от 20 октября 2021 года, решение судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 09 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего специалиста - эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда Косаревой Елены Валерьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Первоуральского судебного района Свердловской области от 20 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 09 марта 2022 года, ведущий специалист - эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда Косарева Е.В, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Косарева Е.В. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене. Вместе с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока, оснований для удовлетворения которого не нахожу, поскольку срок для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушений, решений по результатам рассмотрения жалобы на постановления Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, соответственно, срок не является пропущенным, настоящая жалоба подлежит рассмотрению по существу.
Прокуратура г. Первоуральска возражения на жалобу не направила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Из положений статьи 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции на момент спорных правоотношений) следует, что в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются, в том числе состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок.
Согласно пункту 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок единый реестр проверок включает в себя, в том числе информацию о составе и сроках внесения в единый реестр проверок информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно приложению 1 к Правилам формирования и ведения единого реестра проверок информация о результатах проверки подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки. информация о мерах, принятых по результатам проверки - не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля.
Из материалов дела следует, что заместителем прокурора г. Первоуральска принято решение N112 о проведении проверки в отношении Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском, Нижнесергинском районах и г.Ревда. Целью являлась проверка обеспечения законности при проведении проверок в рамках Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в части внесения информации в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок".
В ходе проведенной проверки было установлено, что 08 февраля 2021 года заместителем главного государственного санитарного врача по Свердловской области, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области вынесено распоряжение N01-01-01-03-11/3181 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N2". 10 марта 2021 года по результатам проведенной проверки составлен акт о выявленных нарушениях санитарного законодательства. 06 апреля 2021 года в отношении должностных лиц МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N2" вынесены три постановления о привлечении к административной ответственности. Информация о привлечении лиц к административной ответственности размещена во ФГИС "Единый реестр проверок" 22 апреля 2021 года (по истечении 13 рабочих дней, вместо 5 рабочих дней).
Аналогичные нарушения допущены при размещении постановлений о привлечении к административной ответственности по внеплановым проверкам в отношении МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N4" (распоряжение N01-01-01-03-11/3868 от 05 февраля 2021 года), ПМАОУ "Средняя общеобразовательная школа N7" (распоряжение N01-01-01-03-11/5716 от 26 февраля 2021 года), МАДОУ "Детский сад N12 комбинированного вида" (распоряжение N01-01-01-03-11/4414 от 24 февраля 2021 года), МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" (распоряжение N01-01-01-03- 11/4410 от 12 февраля 2021 года), МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N20" (распоряжение N01-01-01-03-11/4558 от 12 февраля 2021 года), МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N16" (распоряжение N01-01-01-03-11/5715 от 26 февраля 2021 года). Правонарушение совершено на день, следующий за днем, когда информация должна быть размещена в ФГИС "Единый реестр проверок" (12.04.2021, 14.04.2021, 12.04.2021, 21.04.2021).
Приказом начальника Первоуральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N66-11-01/02-18-2020 от 16.04.2020 года "О проведении анализа дебиторской задолженности, выявлении случаев для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, об усилении контроля за исполнением постановлений о наложении административного штрафа", ведущий специалист-эксперт Косарева Е.В. назначена лицом ответственным, в том числе за внесение в единый реестр проверок информации о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Приказом начальника Первоуральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N66-11-01/02-34-2021 от 02.04.2021 "О работе с дебиторской задолженностью" также ведущий специалист-эксперт Косарева Е.В. назначена ответственным лицом, в том числе, за внесение в единый реестр проверок информации о привлечении к административной ответственности виновных лиц. С данным Приказом Косарева Е.В. была ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись в листе ознакомления с приказом
Также установлено, что внесение информации с нарушением сроков осуществлено фактически через электронную учетную запись Косаревой Е.В.
В связи с изложенным в отношении специалиста - эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда Косаревой Е.В, как должностного лица, ответственного за внесение в ФГИС "Единый реестр проверок" информации о привлечении лиц к административной ответственности, но неоднократно своевременно данную информацию не внесшего, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела Косарева Е.В. привлечена к административной ответственности.
Обстоятельства совершения должностным лицом Косаревой Е.В. вмененного ей административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которым мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, о том, что Косарева Е.В. не является субъектом административного правонарушения, повторяют доводы, являвшиеся предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, которыми они были обоснованно отклонены.
При рассмотрении доводов о том, является ли Косарева Е.В. как должностное лицо надлежащим субъектом административного правонарушения, нижестоящими судебными инстанциями обоснованно принят во внимание действовавший в указанный период приказ начальника Первоуральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N66-11-01/02-34-2021 от 02.04.2021 "О работе с дебиторской задолженностью", в соответствии с которым именно на Косареву Е.В. возложена непосредственная обязанность по внесению в единый реестр проверок информации о привлечении к административной ответственности виновных лиц. Оснований каким-либо образом толковать содержание приказа, а также сам документ в качестве надлежащего доказательства по делу, вопреки позиции заявителя, не имеется, в том числе с учетом того, что фактически внесение в дальнейшем информации о привлечении к административной ответственности виновных лиц с нарушением сроков осуществлялось через учетную запись Косаревой Е.В. Оценивая вышеуказанный приказ в совокупности с иными локальными актами (в виде приказов), нижестоящими судебными инстанциями обоснованно указано по сравнению с ними на его хронологическую актуальность и большую конкретику в части возложенных полномочий. С учетом возложения обязанностей именно на Косареву Е.В. невнесение в единый реестр проверок информации о привлечении к административной ответственности виновных лиц в установленный срок указывает, что нарушения допущены именно данным лицом, а не иным, указываемым Косаревой Е.В, должностным лицом.
Оснований полагать, что приказ, в части возложения обязанности по внесению в единый реестр проверок информации о привлечении к административной ответственности виновных лиц противоречит обязанностям, закрепленным в должностном регламенте ведущего специалиста - эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда, в том числе с учетом содержания должностного регламента, не имеется.
Вопреки позиции заявителя выявленные нарушения, связанные с ненадлежащим (с нарушением сроков) внесением в единый реестр проверок информации о привлечении к административной ответственности виновных лиц образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанная информация, наряду с иной информацией о проверке, несмотря на различные сроки внесения, включена в число сведений, образующих информационную систему единого реестра проверок. Доводы о том, что допущенные нарушения с учетом характера информации не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, вызваны ошибочным толкованием заявителем положений закона (положений части 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Правил формирования и ведения единого реестра проверок).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вынесено при надлежащем уведомлении и в присутствии Косаревой Е.В. То обстоятельство, что она отказалась от подписания (о чем указано в самом постановлении), в том числе отказалась расписаться в разъяснении прав, не свидетельствует о допущенных нарушениях. Каких-либо доказательств нарушения ее прав, ограничения возможности реализации права на защиту (помимо прочего, в части права на ознакомление с материалами дела) на стадии возбуждения дела объективно не подтверждены. Возможность ознакомления с материалами дела реализована до момента рассмотрения дела. Существенных недостатков постановление не содержит, основания для признания постановления о возбуждении дела в качестве недопустимого доказательства отсутствуют.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела, имеющие значение для его правильного разрешения. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с соблюдением требований статей 3.1, 3.4, 4.1-4.3 является обоснованным и справедливым.
Доводы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности являются несостоятельными. С учетом даты совершения административного правонарушения установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности на момент рассмотрения дела не истек.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу на постановление, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Первоуральского судебного района Свердловской области от 20 октября 2021 года, решение судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 09 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего специалиста - эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда Косаревой Елены Валерьевны оставить без изменения, жалобу Косаревой Елены Валерьевны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.