Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3815
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ФГУП "С": Белоножко Т.А., представитель по доверенности от 22.11.2007 N 29/юр/38; от Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю: Крысанов Ю.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2008 N 04-09/1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 04.04.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А73-768/2008-29 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "С" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительными требований.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2008 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "С" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.12.2007 NN 1231, 1233, 1234, 1235, 1236, 1237, 1238, 1240, 1241, 1242, 1244, 1248, которыми налогоплательщику предложено уплатить пени на общую сумму 2308104,16 руб. за несвоевременную уплату налогов.
Решением суда от 04.04.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008, заявление удовлетворено со ссылкой на несоответствие спорных требований пункту 4 статьи 69, статье 70 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Законность решения суда и постановления Шестого арбитражного апелляционного суда проверяется по кассационной жалобе инспекции, которая просит их отменить как принятые с нарушением норм материального права: статей 69, 70 НК РФ. Кроме этого, заявитель указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекцией в адрес предприятия направлены требования от 18.12.2007 NN 1231, 1233, 1234, 1235, 1236, 1237, 1238, 1240, 1241, 1242, 1244, 1248, согласно которым налогоплательщик в добровольном порядке должен уплатить налог на прибыль организаций, налог на пользователей автомобильных дорог, налогу на доходы физических лиц, транспортный налог, налог с продаж, сборы на нужды образовательных учреждений, соответствующие пени в общей сумме 2308104,16 руб.
Посчитав, что указанные требования нарушают его права и законные интересы, предприятие оспорило их в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств, правомерно признал требования недействительными как несоответствующие Налоговому кодексу РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог,
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 19 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентной ставке пеней; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Судом установлено, что спорные требования не соответствуют вышеназванным положениям, поскольку не содержат сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени; сроке уплаты задолженности; дате погашения недоимки; периодах начисления пеней и ставки пеней. Кроме того, пени начислены в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей, срок уплаты которых наступил в 2003-2006 годах, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ.
Исследовав представленные инспекцией расчеты пеней, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они не позволяют установить указанные сведения, поскольку не содержат расшифровки расчета пеней с указанием налоговых периодов, за которые произведено начисление налога, оснований для начисления налога, ставок, периодов начисления, дающих возможность проверить правильность расчетов инспекции. При таких обстоятельствах налогоплательщик лишен возможности проверить законность и обоснованность начисления пеней.
Доказательств, подтверждающих наличие задолженности по налогам и сборам в тех размерах, которые указаны в требованиях, а также правильность исчисления пеней, налоговым органом не представлено. В связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования от 18.12.2007 NN 1231, 1233, 1234, 1235, 1236, 1237, 1238, 1240, 1241, 1242, 1244, 1248 об уплате налога, сбора, пени, штрафа выставлены с нарушением положений статей 69, 70 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отклонению, а обжалуемые судебные акты оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.04.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А73-768/2008-29 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст. 69 НК РФ во всех случаях требование об уплате налога должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
По мнению налогового органа, требования об уплате налогов и пеней, выставленные в адрес общества, составлены с соблюдением норм налогового законодательства.
Суд сделал вывод о том, что требования, выставленные инспекцией в адрес общества, не соответствуют положениям НК РФ.
В спорных требованиях отсутствуют сведения о сумме недоимки, на которую начислены пени, сроке уплаты задолженности, дате погашения недоимки; периодах начисления пеней и ставки пеней. Кроме того, пени начислены в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей, срок уплаты которых наступил в 2003-2006 г.г., то есть по истечении трехмесячного срока, установленного п.1 ст. 70 НК РФ.
Суд указал, что требования инспекции не содержат расшифровки расчета пеней с указанием налоговых периодов, за которые произведено начисление налога, оснований для начисления налога, ставок, периодов начисления, дающих возможность проверить правильность расчетов инспекции. При таких обстоятельствах налогоплательщик лишен возможности проверить законность и обоснованность начисления пеней.
Доказательств, подтверждающих наличие задолженности по налогам и сборам в тех размерах, которые указаны в требованиях, а также правильность исчисления пеней, налоговым органом не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию общества, решение суда оставил без изменения, жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3815
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании