Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фархутдиновой Н.М, судей Курина Д.В, Савельевой Л.А.
при ведении протокола секретарем Кариповой Р.Б, с участием прокурора Нехаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Свердловской области Родченкова П.В. на приговор Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2021 года, которым
ЛИСИН Василий Сергеевич, родившийся "данные изъяты"
осуждён по ч. 2 ст. 203 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года с лишением права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, и заниматься частной охранной деятельностью на срок 2 года, по ч. 1 ст. 111 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года 6 месяцев, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний - к лишению свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, и заниматься частной охранной деятельностью на срок 2 года.
Срок лишения свободы исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в указанный срок времени содержания под стражей с 27 февраля 2020 года по 29 февраля 2020 года и с 24 мая 2021 года до дня вступления приговора в законную силу в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался, вступил в законную силу 4 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Н.М. об обстоятельствах дела, содержании судебного решения, доводах кассационного представления, выступление прокурора Нехаевой О.А, полагавшей приговор подлежащим изменению по доводам кассационного представления, судебная коллегия
установила:
обжалуемым приговором Лисин В.С. признан виновным и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью "данные изъяты" опасного для жизни человека, а также превышение полномочий работника частной охранной организации, при выполнении своих должностных обязанностей с применением насилия, повлекшем тяжкое последствие.
Согласно приговору преступление совершено 23 февраля 2020 года в г. Екатеринбурге Свердловской области при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В кассационном представлении заместитель прокурора Свердловской области Родченков П.В. выражает несогласие с приговором, полагая его незаконным в связи с существенными нарушениями уголовного закона. Указывает, что суд первой инстанции, квалифицировав действия осужденного по ч. 2 ст. 203 УК РФ, помимо основного наказания в виде лишения свободы, назначил дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, и заниматься частной охранной деятельностью на срок 2 года. В нарушение требований, изложенных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", суд, указав в описательно-мотивировочной части приговора мотивы, по которым пришел к выводу о необходимости применения дополнительного наказания, назначил дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, и заниматься частной охранной деятельностью на срок 2 года. При этом суд не указал определенный конкретными признаками круг должностей, на которые распространяется такой запрет. Кроме того, лишение права занимать определенные должности состоит в запрете занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.
Просит приговор изменить, исключить указание на назначение Лисину В.С. по ч. 2 ст. 203 УК РФ дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, считать Лисина В.С. осужденным по ч. 2 ст. 203 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года с лишением права заниматься частной охранной деятельностью на срок 1 год 10 месяцев, по ч. 1 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Лисину В.С. назначить наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима с лишением права заниматься частной охранной деятельностью на срок 1 год 10 месяцев. В остальной части приговор в отношении Лисина В.С. просит оставить без изменения.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Анализ материалов настоящего уголовного дела показал, что оно расследовано и рассмотрено судом первой инстанции с исчерпывающей полнотой. При этом каких-либо существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, которые влекли бы необходимость отмены судебного решения, допущено не было.
Виновность осужденного Лисина В.С. в совершении инкриминируемых преступлений установлена доказательствами, содержание которых подробно приведено в приговоре, получившими надлежащую в соответствии с требованиями ст. 87, 88 УПК РФ судебную оценку.
Действиям осужденного по ч. 2 ст. 203 УК РФ и ч. 1 ст. 111 УК РФ дана верная юридическая оценка. Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены.
Вместе с тем приговор подлежит изменению по доводам кассационного представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
К числу таких нарушений уголовного закона отнесены, в частности, нарушения Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, допущенные судами при назначении наказания.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным, справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Приговором Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2021 года Лисин В.С. признан виновным и осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 УК РФ и ч. 2 ст. 203 УК РФ.
Санкция ч. 2 ст. 203 УК РФ предусматривает назначение основного наказания в виде лишения свободы на срок до 7 лет, а также дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Суд первой инстанции, квалифицировав действия Лисина В.С. по ч. 2 ст. 203 УК РФ, помимо основного наказания в виде лишения свободы, назначил за совершенное преступление дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, и заниматься частной охранной деятельностью на срок 2 года. Указанное дополнительное наказание было присоединено к основному при назначении окончательного наказания по правилам ст. 69 УК РФ.
При этом оставлено без внимания, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" суд не мог одновременно назначить осужденному за совершение одного и того же преступления наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенным видом деятельности.
Кроме того, исходя из п. 9 указанного Постановления Пленума лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. При этом суд в приговоре должен указать определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение.
Как следует из приговора, требования закона при назначении Лисину В.С. дополнительного наказания по ч. 2 ст. 203 УК РФ судом первой инстанции надлежащим образом не выполнены. Допущенное нарушение является существенным, повлиявшим на исход дела, поскольку повлекло назначение несправедливого наказания, и влекущим необходимость внесения в приговор изменений.
При таких обстоятельствах дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, назначенное Лисину В.С. по ч. 2 ст. 203 УК РФ и по совокупности преступлений, подлежит исключению. Дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью в связи с этим подлежит соразмерному смягчению. Вносимые изменения не уменьшили объема предъявленного обвинения, смягчения основного наказания в виде лишения свободы не влекут.
В остальном тот же приговор подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 24 мая 2021 года в отношении Лисина Василия Сергеевича изменить:
исключить указание на назначение по ч. 2 ст. 203 УК РФ дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в организациях, осуществляющих частную охранную деятельность, считать Лисина В.С. осужденным по ч. 2 ст. 203 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года с лишением права заниматься частной охранной деятельностью на срок 1 год 10 месяцев.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 203 УК РФ и ч. 1 ст. 111 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Лисину В.С. лишение свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься частной охранной деятельностью на срок 1 год 10 месяцев.
В остальном тот же приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.