Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловой Ларисы Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 20 декабря 2021 года, принятое по делу N 2а-2117/2021 по административному исковому заявлению Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 к Орловой Ларисе Сергеевне о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 (далее также - ИФНС России по г. Тюмени N 1) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Орловой Л.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6 884, 00 рублей, пени в размере 18, 64 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018, 2019 годы в размере 31 799, 31 рублей, пени в размере 83, 78 рублей; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 029 рублей.
В обоснование требований указано, что Орлова Л.С. зарегистрирована в качестве адвоката и является плательщиком страховых взносов. Административный ответчик своевременно и в полном объеме страховые взносы в фиксированном размере за 2019 год не уплатила, в результате этого образовалась задолженность. Кроме того, согласно сведениям некоммерческой организации "Тюменская межрегиональная коллегия адвокатов" Орлова Л.С. в 2018 году получила доход в размере 554 530, 75 рублей, исходя из указанной суммы дохода, налоговым органом исчислена сумма страховых взносов за 2018 год в размере 2 445, 31 рублей. Также Орлова Л.С. в 2018 году имела на праве собственности объекты недвижимости в г. Тюмени, на которые начислен налог в размере 2 664, 00 рублей, о чем налогоплательщику заказным письмом направлено уведомление. Ввиду неуплаты Орловой Л.С. направлены требования об уплате задолженности по налогу, страховым взносам и пени. В связи с неисполнением требований ИФНС России по г. Тюмени N 1 обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа. Определением мирового судьи от 02 июля 2020 года судебный приказ о взыскании с Орловой Л.С. задолженности по налогам, страховым взносам и пени отменен. После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 31 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, с Орловой Л.С. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 6 884, 00 рублей, пени в размере 18, 64 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018, 2019 годы в размере 31 799, 31 рублей, пени в размере 83, 78 рублей; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 029, 00 рублей. Также с Орловой Л.С. взыскана государственная пошлина в сумме 1 394, 00 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 20 декабря 2021 года решение Тюменского районного суда Тюменской области от 31 августа 2021 года отменено в части удовлетворения требований о взыскании с Орловой Л.С. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 2 445, 31 рублей и пени в размере 4, 28 рублей, в указанной части принято новое решение об отказе в иске. Резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции: "Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 удовлетворить частично. Взыскать с Орловой Л.С. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6 884, 00 рублей, пени в размере 18, 64 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354, 00 рублей, пени в размере 79, 50 рублей; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 029, 00 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Орловой Л.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 320, 92 рублей".
В кассационной жалобе, поданной 19 мая 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Орлова Л.С. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 20 декабря 2021 года.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, к числу которых, помимо прочего относится налог на имущество физических лиц.
В силу статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
По общему правилу пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, указанной категорией плательщиков производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщик страховых взносов (с учетом пункта 9 данной статьи) уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате является основанием для направления требования об уплате страховых взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Из положений статей 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов, сборов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки начисляется пеня.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Орлова Л.С. является адвокатом, в 2018, 2019 годах она являлась плательщиком страховых взносов. Согласно сведениям некоммерческой организации "Тюменская межрегиональная коллегия адвокатов" Орловой Л.С. за 2018 год получен доход в размере 544 530, 75 рублей. На основании указанных сведений ИФНС России по г. Тюмени N 1 Орловой Л.С. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 2 445, 31 рублей, в связи с неуплатой его к установленному сроку начислены пени в размере 4, 28 рублей.
Также Орловой Л.С. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 2019 года в размере 29 354, 00 рублей, в связи с его неуплатой начислены пени в размере 79, 50 рублей; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за 2019 год в размере 6 884, 00 рублей, в связи с неуплатой начислены пени в размере 18, 64 рублей.
Кроме того, в 2018 году Орлова Л.С. являлась собственником недвижимого имущества, за указанный период ей начислен налог на имущество физических лиц в размере 2 664, 00 рублей, о чем 04 июля 2019 года Орловой Л.С. направлено налоговое уведомление N31426876.
В связи с отсутствием уплаты страховых взносов и налога на имущество физических лиц в установленный срок, административным истцом направлены требование N89552 об уплате страховых взносов и пени по состоянию на 09 июля 2019 года, со сроком уплаты 22 августа 2019 года, а также требование N27235 об уплате страховых взносов, налога и пени по состоянию на 14 января 2020 года со сроком уплаты до 28 февраля 2020 года.
Поскольку требования ИФНС России по г. Тюмени N 1 административным ответчиком в установленный срок исполнены не были, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 09 июня 2020 года мировым судьей судебного участка N 9 Калининского судебного района г. Тюмени выдан судебный приказ о взыскании с Орловой Л.С. задолженности по страховым взносам и налогу на имущество, который определением мирового судьи от 02 июля 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по г. Тюмени N 1 в пределах установленного срока в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив наличие у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов за 2018-2019 годы, налога на имущество физических лиц за 2018 год и пени за несвоевременное исполнение обязанности по их уплате, пришел к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции относительно взыскания с Орловой Л.С. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, страховых взносов за 2019 год и пени, отметив соблюдение налоговым органом порядка и процедуры взыскания задолженности по страховым взносам за 2019 год, налога на имущество физических лиц за 2018 год и пени. При этом с учетом представленных в суд апелляционной инстанции доказательств, пришел к выводу о нарушении налоговым органом порядка взыскания недоимки по страховым взносам за 2018 год, отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ИФНС России по г. Тюмени N 1 в части взыскания страховых взносов за 2018 год в размере 2 445, 31 рублей и пени в размере 4, 28 рублей, отменив в этой части решение суда первой инстанции. Принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании страховых взносов за 2018 год, пени, начисленных на указанную сумму недоимки, суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговым органом доказательств направления в адрес Орловой Л.С. требования N 89552 об уплате страховых взносов и пени по состоянию на 09 июля 2019 год не представлено.
Оснований для отмены апелляционного определения, на чем настаивает податель кассационной жалобы, по доводам жалобы не имеется.
Жалоба не содержит указаний на наличие обстоятельств, свидетельствующих, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции сделаны ошибочные выводы относительно наличия у ответчика недоимки по страховым взносам за 2019 год, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, начисленных пени, а также в части соблюдения налоговым органом установленных законом требований к порядку взыскания, к сроку обращения в суд.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о допущенных существенных нарушениях норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, являются несостоятельными, их наличие из материалов дела не усматривается.
Действительно, из положений статей 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вытекает обязанность административного истца, которым в настоящем случае выступает налоговый орган, направить в адрес административного ответчика копии административного искового заявления и приложенных документов. В настоящем случае по известному административному истцу адресу копии документов направлялись. После установления судом места жительства Орловой Л.С, она была извещена о рассмотрении дела, принимала участие в судебном заседании. Из протокола судебного заседания следует, что административному ответчику было предоставлено время для ознакомления с материалами дела, в дальнейшем также объявлялся перерыв, время перерыва являлось достаточным для ознакомления со всеми материалами дела. Каких-либо препятствий в ознакомлении с материалами дела (не только административного искового заявления и приложений к нему, но и доказательств, поступивших в ходе рассмотрения дела) Орловой Л.С. не создавалось. Против окончания рассмотрения дела, в том числе по причине необходимости представления дополнительных доказательств Орлова Л.С. не возражала. Доказательства уплаты недоимки, отсутствия недоимки не представлены административным ответчиком и в суд апелляционной инстанции. С учетом ознакомления Орловой Л.С. с материалами дела в суде первой инстанции, при ее реальной возможности после этого представить доказательства, доводы о нарушении процессуальных прав являются необоснованными. Нарушений процессуальных прав Орловой Л.С. как административного ответчика, которые бы указывали на принятие по делу незаконного и необоснованного решения, не имеется.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке, при проверке в настоящем случае правильности применения норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы основания для отмены или изменения апелляционного определения, приведенные в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Орловой Ларисы Сергеевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 20 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.