Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-7279/2021 по иску Коновалова Александра Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области о включении периодов службы в органах внутренних дел в льготном исчислении, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коновалов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее - УМВД РФ по Тюменской области) о перерасчете стажа по выслуге лет.
Требования мотивированы тем, что он с 11 марта 1997 года по 23 июля 2018 года проходил службу в органах внутренних дел, выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 24 июля 2018 года составляет в календарном исчислении 20 лет 09 месяцев 09 дней, в льготном 21 год 00 месяцев 11 дней. Между тем, расчет выслуги лет в льготном исчислении ответчиком произведен неверно, в выслугу лет в льготном исчислении не зачтены периоды прохождения службы с 01 сентября 2008 года по 23 июля 2018 года в дорожно-патрульной службе ГИБДД УМВД России по Тюменской области. Считает, что данный период должен быть зачтен ответчиком льготно, поскольку в указанный период им исполнялись функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, с учетом заявления об уточнении исковых требований просил возложить на ответчика обязанность включить в выслугу лет в льготном исчислении период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года из расчета один месяц службы за полтора месяца, произвести перерасчет стажа службы по выслуге лет из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года с даты назначения пенсии по выслуге лет.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 19 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года, иск Коновалова Александра Владимировича удовлетворен.
На Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность включить Коновалову Александру Владимировичу период службы с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца.
На Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Коновалову Александру Владимировичу за выслугу лет за период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года льготно с 24 июля 2018 года, то есть с даты назначения пенсии.
В кассационной жалобе УМВД РФ по Тюменской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Коновалов А.В. с 1997 года по 2000 год, с 2002 года по 2018 год проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом УМВД России по Тюменской области от 16 июля 2018 года N 85 л/с лейтенант полиции Коновалов А.В. был уволен из органов внутренних дел с должности инспектора дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) взвода N 8 в составе батальона N 2 в составе полка ДПС ГИБДД России по Тюменской области по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 23 июля 2018 года.
Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении Коновалова А.В. составила 20 лет 09 месяцев 09 дней, в льготном исчислении - 21 год 00 месяцев 11 дней.
В расчет выслуги лет Коновалова А.В. ответчиком в льготном исчислении в стаж истца из расчета 1 месяц службы за 1, 5 был включен период с 20 января 2018 года по 23 июля 2018 года в должности инспектора (дорожно-патрульной службы) взвода N 8 в составе батальона N 2 в составе полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области, г. Тюмень;
в расчет выслуги лет Коновалова А.В. ответчиком в льготном исчислении в стаж истца из расчета месяц службы за 1, 5 не были включены периоды службы истца в органах внутренних дел с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень.
Коновалов А.В. в спорный период проходил службу в качестве инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Тюмени, в том числе в период с 26 июля 2011 года по 25 января 2013 года проходил службу в качестве инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени.
Как следует из должностного регламента (должностной инструкции) инспектора ДПС (для выезда на дорожное-транспортное происшествие (далее - ДТП)) дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области лейтенанта полиции Коновалова А.В, утвержденного 14 февраля 2014 года на Коновалова А.В. были возложены, помимо прочих, обязанности по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения; организация безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения; взаимодействие с другими ОВД, обеспечение прибытия своей дежурной группы на ДТП, а также на место любого происшествия в минимально короткие сроки; осуществление производств по делам об административных правонарушениях (раздел II). В целях выполнения обязанностей по осуществлению дорожного надзора истцу было предоставлено право контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, принимать участие в первоначальных действиях по розыску водителей и транспортных средств, скрывшихся с места ДТП, на месте ДТП устанавливать личность участников происшествия через адресное бюро, базу ИЦ, проверять транспорт по базам розыска; оказывать помощь в составлении материалов старшему наряду, а также производить самостоятельное оформление материалов по ДТП; обеспечивать прохождение освидетельствования на состояние опьянения лиц, причастных к ДТП, заниматься составлением окончательного материала по ДТП, в случаях прибытия водителей на ОПП (СПП), а также по ДТП, участники которого направлены на ОПП (СПП) для доработки другими нарядами полка ДПС ГИДД; обеспечивать беспрепятственный проезд транспортных средств или объезд места ДТП, при необходимости осуществлять ручное регулирование; останавливать транспортные средства, водители которых нарушили Правила дорожного движения, отстранять в установленных законодательством Российской Федерации случаях
водителей от управления транспортными средствами, а транспортные средства задерживать до устранения причины задержания, освидетельствовать в установленном законом порядке лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, и направлять их на медицинское освидетельствование, применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, специальные средства принудительной остановки транспортных средств, осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств, составлять протоколы об административных правонарушениях, принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (л.д.87-90).
Из должностного регламента (должностной инструкции) инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области лейтенанта полиции Коновалова А.В, утвержденного 10 октября 2017 года, на Коновалова А.В. были возложены, помимо прочих, обязанности по организации безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения; обеспечение прибытия своей дежурной группы на дорожно-транспортное происшествие, а также на место любого происшествия в минимально кратчайшие сроки; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (периодичность выполнения - постоянно); производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений правил дорожного движения; контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных правилами дорожного движения (периодичность выполнения - при надзоре за дорожным движением) (пункт 3.21); принимать участие в первоначальных действиях по розыску водителей и транспортных средств, скрывшихся с места ДТП; на месте ДТП устанавливать личность участников происшествия через адресное бюро, базу ИЦ, проверять транспорт по базам розыска; оказывать помощь в составлении материалов старшему наряду, а также производить самостоятельное оформление материалов по ДТП; обеспечивать прохождение освидетельствования на состояние опьянения лиц, причастных к ДТП, обеспечивать беспрепятственный проезд транспортных средств или объезд места ДТП, при необходимости осуществлять ручное регулирование; лично принимать участие в раскрытии преступления (во время несения службы на маршруте патрулирования) (том 1 л.д.91-96).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности на Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области включить истцу период службы с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца службы и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в льготном порядке с даты назначения пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472, пунктами 4, 31, 35 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 2 марта 2009 года N185, оценив должностные регламенты за 2014, 2017, 2018 года лейтенанта полиции Коновалова А.В, расстановки постов и маршрутов патрулирования полка ДПС ГИБДД УВД по г..Тюмени за выборочные даты 2010, 2011, 2012, 2013 года, расстановки постов и маршрутов патрулирования полка
ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области за 2014, 2015, 2016, 2017 года, показания свидетелей "данные изъяты" "данные изъяты" исходил из того, что в спорные периоды службы Коновалов А.В. во исполнение возложенных на него обязанностей и в рамках предоставленных должностными инструкциями прав выезжал на место ДТП, осуществляя осмотр места происшествия, обследование дорожных условий, был задействован в оперативных мероприятиях, усилениях, оформлял материалы об административных правонарушениях (в том числе, в отношении участников дорожного движения), то есть в спорные периоды служебной деятельности осуществлял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Несмотря на то, что должность истца в спорные периоды указана как инспектор дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Тюмени, инспектор дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД России по г. Тюмени, инспектор дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по Тюменской области, г. Тюмень, Коновалов А.В. исполнял обязанности, соответствующие должности инспектора дорожно-патрульной службы. При этом понятие "для выезда на дорожно-транспортные происшествия" определяет, что данный полк дорожно-патрульной службы, дежурная часть дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД является специальным подразделением дорожно-патрульной службы, созданной для исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что занимаемая истцом должность в спорные периоды и подразделение предусмотрены Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на льготное включение спорных периодов службы в выслугу лет, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации от 22 июня 2009 года N 472, связана с исполнением истцом функций по контролю и надзору за соблюдением безопасности дорожного движения, в связи с чем период службы с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции учел, что ответчик включил период службы истца с 20 января 2018 года по 23 июля 2018 года в должности инспектора дорожно-патрульной службы взвода N 8 в составе батальона N 2 в составе полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области. г. Тюмень, при том, что доказательств того, что имелись существенные отличия по обязанностям истца в этот период и предшествующие ему, ответчик суду не представил (должностные регламенты истца за период 2009-2013, 2015, 2016 года у ответчика не сохранились).
Суд первой инстанции также указал, что выписка из штатного расписания, представленная ответчиком (том 1 л.д.175-176), указывает лишь на то, что дежурная часть полка дорожно-патрульной службы ГИБДД при ГУВД, УМВД по Тюменской области является подразделением УМВД России по Тюменской области и не опровергает установленный в судебном заседании факт осуществления истцом в спорные периоды функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения.
Из расстановок постов и маршрутов патрулирования полка ДПС ГИБДД УВД по г. Тюмени за выборочные даты 2010, 2011, 2012, 2013 года, расстановок постов и маршрутов патрулирования полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области за 2014, 2015, 2016, 2017 года (том 1 л.д.189-223) следует, что Коновалов А.В. в эти дни был назначен в группы для выезда на места ДТП с закреплением за ним служебного автомобиля, а также на дежурство в дежурную часть, и не опровергает установленного факта исполнения Коноваловым А.В. функций по контролю и надзору за соблюдением безопасности дорожного движения. Согласно расстановкам постов и маршрутов патрулирования полка ДПС ГИБДД УМВД Росси по Тюменской области в составе экипажа истец выезжал на место ДТП, за ним был закреплен служебный автомобиль, что подтверждается материалами дела и показаниями свидетелей.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции от 22 июля 2008 года, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В силу статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в редакции от 25 сентября 2008 года в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации;
Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472, в редакции от 22 июня 2009 года предусмотрены подразделения: полк (батальон, рота, взвод, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования;
должности: старший государственный инспектор дорожного надзора, старший инспектор дорожно-патрульной службы, государственный инспектор дорожного надзора, инспектор дорожно-патрульной службы.
Согласно примечанию к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472, в редакции от 22 июня 2009 года, лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472, в действующей редакции предусмотрены подразделения: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования;
должности: старшего государственного инспектора дорожного надзора, старшего инспектора дорожно-патрульной службы, государственного инспектора дорожного надзора, инспектора дорожно-патрульной службы.
В соответствии с примечанием 2 к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472 (далее - Перечень), лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02 марта 2009 года N 185 (далее - Административный регламент N 185), утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД России от 23 августа 2017 года N 664, вступившим в силу 19 октября 2017 года и утвердившим новый Административный регламент, определено, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Согласно пункту 31 названного Административного регламента N 185, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Общие требования к исполнению административных процедур (действий).
На основании пункта 35 указанного Административного регламента N 185 в редакции от 22 марта 2009 года исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного.
Пунктом 35 указанного Административного регламента N 185 в последней редакции от 22 декабря 2014 года исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, в том числе стационарных, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного. За пределами указанной территории исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется в установленном МВД России порядке.
Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу (пункт 38 Административного регламента N 185).
Контроль за дорожным движением включает: визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов; наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства (пункт 39 Административного регламента N 185).
Контроль за дорожным движением может осуществляться: в пешем порядке; на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении. Контроль за дорожным движением участковыми уполномоченными полиции может осуществляться на закрепленных служебных транспортных средствах. На стационарном посту ДПС. При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами (пункт 40 Административного регламента N 185).
При осуществлении контроля за дорожным движением принимаются меры к: предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения; предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить; выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования; оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования; выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения; выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске; пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности; оказанию содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; фиксации и передаче в дежурную часть установленных фактов нарушений правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, недостатков в содержании дорог, инженерных сооружений, технических средств организации дорожного движения и в местах проведения работ на дорогах, угрожающих безопасности дорожного движения; выполнению указаний, полученных от руководителя подразделения или дежурного. В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение дорожно-транспортных происшествий (пункт 45 Административного регламента N 185).
При выявлении нарушения правил дорожного движения, совершенного участником дорожного движения, могут быть осуществлены: остановка транспортного средства, пешехода (пункты 63 - 81 настоящего Административного регламента) с целью пресечения этого нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении; передача информации о нарушении другому наряду сотрудников или в дежурную часть (в случае необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства). При одновременном выявлении нарушений правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан (пункт 47 Административного регламента N 185).
Согласно пункту 3 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 664 (далее - Административный регламент N 664), государственная функция исполняется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
На основании пункта 6 данного Административного регламента N 664 должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право в том числе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом федерального государственного надзора (подпункт 6.2); патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка (подпункт 6.5); составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и другие (подпункт 6.7).
Результатом исполнения государственной функции является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение правонарушений в данной области, сокращение количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей, максимально возможное обеспечение бесперебойного движения транспортных средств (пункт 13 Административного регламента N 664).
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; выезд на место дорожно-транспортного происшествия (пункт 31 Административного регламента N 664).
По смыслу приведенных норм материального права следует, что с 01 января 2009 года льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам Госавтоинспекции возможно в случае наличия у сотрудников Госавтоинспекции, замещающих должности, поименованные в Перечне, соответствующих полномочий по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Требованиям примечания N 2 к Перечню отвечают сотрудники, в должностные обязанности которых в обязательном порядке входит исполнение такой административной процедуры как контроль и надзор за дорожным движением, такие сотрудники осуществляют постоянный контроль и надзор за участниками дорожного движения.
Должность инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД, должность инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД подразумевает несение сотрудником службы не на постах и маршрутах патрулирования ДПС, а выезды из дежурной части полка (отдельного батальона) ДПС на места ДТП.
В соответствии с данным Перечнем право на льготное исчисление выслуги имеет инспектор дорожно-патрульной службы, проходящий службу в составе полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельного, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированного полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельного, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированного батальона (роты, взвода) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования.
Приведенные нормы материального права суд первой инстанции применил неправильно.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы судов об установленных ими фактах должны основываться на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
С учетом требований истца, возражений ответчика, норм материального права, подлежащих применению, к юридически значимым обстоятельствам для правильного разрешения настоящего спора, относятся: соответствие занимаемой истцом должности и соответствие подразделения, в котором работал истец, наименованию должности и подразделению, включенному в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденный Приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472, в период с 01 января 2009 года по 19 января 2019 года; исполнение истцом функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в период службы с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года.
Как установлено судом, истец в спорные периоды занимал должность инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Тюмени, инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД России по г. Тюмени, г. Тюмень, инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по Тюменской области, г. Тюмень.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что занимаемая истцом должность в спорные периоды и подразделение предусмотрены Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации от 22 июня 2009 года N 472.
Между тем названным Перечнем не предусмотрена должность инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД, должность инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД, и подразделения - дежурная часть полка дорожно-патрульной службы ГИБДД, дежурная часть отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3). Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Таким образом, оценка доказательств должна быть отражена в судебном решении.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Нормы процессуального закона судом первой инстанции при разрешении дела были существенно нарушены.
Суд первой инстанции, применив тождество занимаемой истцом должности с должностью инспектора ДПС, пришел к выводу, что занимаемая истцом должность в спорные периоды связана с исполнением им функций по контролю и надзору за соблюдением безопасности дорожного движения, в связи с чем возложил обязанность на Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области включить истцу период службы с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в льготном порядке с 24 июля 2018 года, то есть с даты назначения пенсии.
Однако такой вывод суд первой инстанции сделан на неполно исследованных доказательствах, судом не был истребован должностной регламент инспектора дорожно-патрульной службы, постовые ведомости, штатные расписания за период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года.
Между тем названные доказательства необходимы для установления и проверки обстоятельств относительно выполнения истцом функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в период службы с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года, а также для установления факта того, работал ли истец в спорный период времени в должности инспектора дорожно-патрульной службы, отличаются ли служебные обязанности инспектора дорожно-патрульной службы от обязанностей по занимаемой истцом должности инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия.
Давая правовую оценку расстановкам постов и маршрутов патрулирования полка ДПС ГИБДД УВД по г. Тюмени за выборочные даты 2010, 2011, 2012, 2013 годы, расстановкам постов и маршрутов патрулирования полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, суд первой инстанции не выяснял, какие обязанности выполнял истец в этот период, связаны ли они с осуществлением функции контроля и надзора на постах и маршрутах патрулирования ДПС за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения либо с выездом из дежурной части на места ДТП, с несением службы в дежурной части.
Разрешая спор, суд первой инстанции не принял во внимание, что исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является обязательным условием для исчисления выслуги лет на льготных условиях. При этом исполнение таких функций должно быть постоянным. Разовое, непостоянное исполнение сотрудником отдельных функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с Приказом МВД России от 22 июня 2009 года N 472, которым утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, не влечет право на льготное исчисление периода выслуги, что следует из буквального содержания нормативного акта.
Как установлено судом, в должностном регламенте Коновалова А.В. от 14 февраля 2014 года предусмотрены обязанности обеспечивать прибытие своей дежурной группы на ДТП, а также на место любого происшествия в минимально короткие сроки (пункт 2.4); быстро и чётко реагировать на ориентировки и распоряжения дежурного по поводу сообщений, поступивших в дежурную часть о ДТП (пункт 2.5); докладывать дежурному дежурной части полка ДПС ГИБДД о прибытии наряда на место происшествия и поддерживать постоянную связь с дежурной частью (пункт 2.6); осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (пункт 2.7); обеспечивать фиксацию и сохранность следов и вещественных доказательств, а также присутствие на месте происшествия причастных к нему лиц (пункт 2.8); производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений Правил дорожного движения (пункт 2.9); принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказание гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств (пункт 2.10) и др.
Аналогичные обязанности предусмотрены и в должностном регламенте (должностной инструкции) инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области лейтенанта полиции Коновалова А.В, утвержденного 10 октября 2017 года.
Оценивая должностные регламенты от 2014 и 2017 годов, суд первой инстанции не принял во внимание и оставил без правовой оценки, что в них указаны должностные обязанности, связанные с обеспечением прибытия своей дежурной группы на ДТП в кратчайшие сроки и в дальнейшем выполнение истцом мероприятий, связанных с разбором дорожно-транспортного происшествия, суд не выяснял каким документом предусмотрена обязанность истца выполнять обязанности по исполнению функции по контролю за соблюдением участниками движения требований безопасности дорожного движения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции недостатки не выявил и не устранил.
Таким образом, выводы судов о возложении обязанности включить период службы с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года льготно с 24 июля 2018 года, то есть с даты назначения пенсии нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Исходя из изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает состоявшиеся судебные постановления подлежащими отмене и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования Коновалова А.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Тюмени.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда г. Тюмени от 19 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.