Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Сапрыкиной Н.И, Ишимова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-2845/2021 по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Березники Пермского края о возложении обязанности, по кассационной жалобе Администрации города Березники Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 02 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, выслушав пояснения прокурора Седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Березники о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов в срок до 31 декабря 2022 года.
В обосновании требований указано, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению граждан проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами, в рамках которой совместно со специалистами Соликамского межрайонного Отдела Управления Росреестра по Пермскому краю, администрации г. Березники осуществлен выезд на территории Березниковского городского округа и зафиксированы следующие несанкционированные свалки отходов:
- на земельном участке, расположенном в районе ул. П.Богословского г. Березники, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в примыкании к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 5 621, 2 кв.м;
- на земельном участке, расположенном на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в примыкании к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: Пермский край, г Березники, пр. Ленина, 82, на площади около 20 000 кв.м.
Указывает, что наличие несанкционированных свалок отходов, в том числе рядом с жилыми домами, подвергает негативному воздействию качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц граждан, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 02 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданском делам Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Березники просит об отмене указанных судебных постановлений по мотивам нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Указывает, что возложение на ответчика обязанности по ликвидации свалок отходов строительства и ремонта, не входящей в его компетенцию, будет противоречить действующему законодательству. Ответчик, обладая определенными полномочиями в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, однако их собственником не является, обязанности ликвидировать несанкционированные свалки на них не имеет. Ответчик, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 годаN 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Уставом полномочиями по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов не наделен. Исходя из представленных ответчиком доказательств, касающихся выделения денежных средств и стоимости удаления вмененных несанкционированных свалок, решение в установленные судом сроки является неисполнимым. Полагает, что отходы, которыми отсыпан проезд не наносят вред окружающей среде.
В возражениях на кассационную жалобу Березниковский межрайонный природоохранный прокурор Пермского края просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2022 года заявителю в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи отказано, в связи с отсутствием организационной возможности.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 8 Федеральный закон от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив, что бездействие администрации, на которую законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции, в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека, пришел к выводу о наличии основании для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования, в частности санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных пункта 2 статьи 3.3 данного Закона.
В силу приведенных выше положений законодательства, поскольку несанкционированное размещение отходов находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми принадлежат администрации города Березники Пермского края, то сделанные судами выводы о возложении обязанности по ликвидации отходов на администрацию являются верным, вопреки соответствующих доводов жалобы.
Доводы кассационной жалобы заявителя были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и им дана правильная оценка.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что возложение на ответчика обязанности по ликвидации свалок отходов строительства и ремонта, не входящей в его компетенцию, будет противоречить действующему законодательству.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 13-П от 26 апреля 2016 года, - поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, не санкционировано размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества.
Вопреки доводам заявителя о том, что свалка находится на земельном участке, который относится к государственной собственности, судами установлено, что несанкционированная свалка, выполняющая функцию дороги, расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, вследствие чего обязанность по обеспечению надлежащего состояния спорного участка должна быть возложена на ответчика администрацию г. Березники, как на орган, уполномоченного распоряжаться данным участком.
Доводы заявителя, аналогичные доводам апелляционной жалобы о том, что принятии решения суд не определилкоординаты, размеры и состав несанкционированных свалок, ссылки на отсутствие финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку на правильность выводов судов о наличии правовых оснований для возложения на кассатора обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, не влияют.
Были предметом тщательной проверки и доводы заявителя о том, что строительный мусор, расположенный на земельном участке является отсыпкой дороги, размещение которого на спорном участке неустановленными лицами улучшило полезные свойства земельного участка, вред почве не нанесен, ликвидация свалки приведет к невозможности использования территории в качестве дороги.
Вместе с тем, ссылаясь на указанные обстоятельства, заявителем не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод, что указанная несанкционированная свалка может быть использована и используется в качестве дороги.
Документы, на которые ссылается заявитель (обращения граждан по поводу необходимости дороги в указанном районе, постановление администрации г. Березники от 10 декабря 2020 года N01-02-156 об утверждении перечня автомобильных дорог общего (необщего) пользования местного значения (N182 - ул. П.Богословского), так же не позволили сделать судам такие выводы.
Доводов к отмене состоявшихся судебных актов кассационная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не выявлено, нарушений либо неправильного применения судебными инстанциями норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 02 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Березники Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.