Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А80/08-2/3841
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 20.02.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2008 по делу N А80-281/2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу о признании недействительным решения в части.
Резолютивная часть постановления от 10 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 163546 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 460347 руб., соответствующих пеней за несвоевременную уплату названных налогов, привлечения к налоговой ответственности: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в суммах: 19695 руб. за неуплату НДС за 2 квартал 2006 года и 72374 руб. за неуплату НДС за 4 квартал 2006 года; штрафа в сумме 32709 руб. за неуплату налога на прибыль за 2006 год; по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 29542 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2006 года.
Решением суда от 20.02.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2008, заявление общества удовлетворено. Ненормативный акт налогового органа в оспариваемой части признан недействительным как несоответствующий Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявления. По ее мнению, судами нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат имеющимся в деле доказательствам. Доводы кассационной жалобы касаются доначисления налога на прибыль организаций, НДС, пеней за их несвоевременную уплату и взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату этих налогов.
Кроме этого, кассационная жалоба содержит ходатайство инспекции о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исходя из доводов жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании решения заместителя руководителя инспекции от 21.08.2007 N 35 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "С" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. В рамках проверки проведены контрольные мероприятия - направлены требования о предоставлении документов контрагентами по сделкам, заключенным с налогоплательщиком, а именно: в Администрацию городского округа Анадырь, ГОУ НПО "Профессиональное училище N 3, ГУ "Окружной спортивно-досуговый комплекс". По результатам проверки составлен акт от 27.09.2007 N 30, рассмотрев который, а также возражения налогоплательщика инспекция приняла решение от 01.11.2007 N 32 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, в частности, в сумме 19695 руб. и в сумме 72374 руб. за неуплату НДС соответственно за 2-ой и 4-ый кварталы 2006 года; в сумме 32709 руб. за неуплату налога на прибыль организаций за 2006 год; пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 29542 руб. за непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДС за 2-ой квартал 2006 года. Этим же решением обществу предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 163546 руб., НДС в сумме 460347 руб., а также пени за несвоевременную уплату названных налогов.
Судом установлено, что в проверяемом периоде налогоплательщиком не велся учет объектов налогообложения и отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета, обосновывающие размер произведенных им расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС.
В связи с непредставлением документов, связанных с исчислением и уплатой налогов за 2006 год, доход инспекцией определен на основании счетов-фактур, выставленных в адрес указанных выше юридических лиц, а также в адрес ГРКЦ ГУ Банка России, ЗАО "Северэнергомонтаж" за выполненные электромонтажные работы, установку утепленных дверей, по капитальному ремонту электроосветительных систем, монтаж и демонтаж световых новогодних гирлянд для городской новогодней елки. Налоговая база по НДС получена путем сложения сумм, указанных в счетах-фактурах и составила 3017829 руб., из которой исчислен НДС в сумме 460347 руб., налоговая база по налогу на прибыль составила 2557482 руб. (3017829 руб. - 460347 руб.).При этом расходы, связанные с осуществлением деятельности за этот период не были учтены по причине непредставления документов.
Проверяя на соответствие закону решение налогового органа, суд на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ всех имеющихся в деле доказательств в совокупности правомерно исходил из того, что примененный инспекцией порядок исчисления налогов не может быть признан обоснованным, поскольку противоречит пункту 7 статьи 166 и подпункту 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, специально предусмотренных для таких случаев и в отношении таких налогоплательщиков.
Налоговый орган в указанных случаях должен определить суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчетным путем либо на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, либо данных об иных аналогичных налогоплательщиках, что обеспечивает при проведении проверки соблюдение баланса публичного и частного интересов государства и налогоплательщика.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ на налоговом органе лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.
Поскольку доказательств обоснованности доначисления инспекцией налога на прибыль организаций в сумме 163546 руб. и НДС в сумме 460347 руб., и, следовательно, начисления пеней и взыскания штрафа за неуплату указанных сумм налогов в бюджет не представлено, то суды правомерно признали решение инспекции как несоответствующее нормам Налогового кодекса РФ недействительным.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.02.2008 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2008 по делу N А80-281/2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.7 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, в том числе, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
По мнению налогового органа, инспекция правомерно определила сумму налогов, подлежащих уплате обществом.
Суд сделал вывод о необоснованности расчетов, посредством которых налоговый орган определил сумму налогов, подлежащих уплате в бюджет обществом.
В проверяемом периоде обществом не велся учет объектов налогообложения. Кроме того, у него отсутствуют данные регистров бухгалтерского учета, обосновывающие размер произведенных им расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС. Доход инспекцией был определен на основании счетов-фактур, выставленных обществом за произведенные работы и оказанные услуги в адрес ряда юридических лиц, налоговая база по НДС получена путем сложения сумм, указанных в данных счетах-фактурах. При этом расходы, связанные с осуществлением деятельности за этот период, не были учтены по причине непредставления документов.
Суд указал, что примененный инспекцией порядок исчисления налогов не может быть признан обоснованным, поскольку противоречит п.7 ст. 166 и подп.7 п.1 ст. 31 НК РФ, специально предусмотренных для таких случаев и в отношении таких налогоплательщиков.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение суда оставил без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А80/08-2/3841
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании