Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Щербаковой Н.В, Константиновой Ю.П.
при ведении протокола помощником судьи Никишовой О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-90/2022 по административному иску В.А. к Правительству Калининградской области об оспаривании в части генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166), окружному совету депутатов муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ" об оспаривании в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденных решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99, по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 17 марта 2022 года, которым административные исковые требования В.А. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Щербаковой Н.В, объяснения представителя административного истца В.А. по доверенности Р.Е, возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Правительства Калининградской области по доверенности И.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 24 июня 2019 года N 320 утвержден генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 внесены изменения в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
Постановление опубликовано на официальный интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 2 апреля 2021 года.
Решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
Решение опубликованы в газете "Волна" (выпуск от 3 сентября 2021 года N 34 (9380), размещено на сайте органов местного самоуправления городского округа.
В.А. обратилась с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что ей на праве собственности с октября 2019 года принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N и N площадью соответственно 1 626 кв.м и 656 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - приусадебный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные на "адрес".
Согласно карте функциональных зон в составе генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденного решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 24 июня 2019 года N 320, рассматриваемая территория была отнесена к функциональной жилой зоне.
В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ковровское сельское поселение", утвержденных решением поселкового совета депутатов от 24 декабря 2012 года N 49, данная территория была отнесена к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (индекс Ж-2).
Такое правовое регулирование соотносилось с установленным видом разрешенного использования земельных участков, не создавало препятствий к их использованию, в том числе, для строительства жилого дома на приусадебных земельных участках в квартале существующей застройки.
В ноябре 2021 года с целью строительства индивидуальных жилых домов В.А. обратилась с заявлением о выдаче градостроительных планов земельных участков, в чем ей отказано по мотиву отнесения земельных участков актуальными правилами землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденными решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов (индекс СХ-3), в границах которой градостроительным регламентом не допускается строительство индивидуальных жилых домов, а в перечне основных видов использования земельных участков не предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков - "личное подсобное хозяйство (приусадебный земельный участок)".
Вместе с тем, такой вид разрешенного использования для земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, предусмотрен градостроительным регламентом исключительно в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (индекс Ж-4).
Кроме того, действующим генеральным планом муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166) территория земельных участков отнесена к функциональной зоне сельскохозяйственного использования.
По мнению административного истца, такое изменение функционального и территориального зонирования рассматриваемой территории представляет собой градостроительное решение, не обладающее признаками необходимой обоснованности, и не соответствует положениям статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, пункту 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Варавина А.А. просила признать не действующими генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N и N к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденные решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99, в части отнесения указанных земельных участков к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (индекс СХ-3).
Решением Калининградского областного суда от 17 марта 2022 года заявленные административные исковые требования В.А. удовлетворены в полном объеме.
С решением суда не согласилось Правительство Калининградской области. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылался на допущенные судом нарушения норм материального права. По мнению заявителя, и функциональное зонирование, установленное генеральным планом, и территориальное зонирование, установленное Правилами землепользования и застройки, не препятствуют административному истцу использовать земельные участки с кадастровыми номерами N и N в соответствии с установленным для них видом разрешенного использования, в том числе для строительства жилого дома. Что касается отсутствия в перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны "Зона сельскохозяйственного использования СХ-3" вида разрешенного использования "приусадебный участок для ведения личного подсобного хозяйства", то данное обстоятельство является следствие технической ошибки, которая будет устранена.
Представитель окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" в представленном отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы.
Участвовавшим в деле прокурором, административным истцом поданы письменные возражения относительно несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции В.А, представители окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области", министерства градостроительной политики Калининградской области не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя административного истца В.А. по доверенности Р.Е, представителя Правительства Калининградской области по доверенности И.В, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Генеральный план, правила землепользования и застройки муниципального района являются документами территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункты 1, 3 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 2 Устава муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области", в редакции решения окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 16 ноября 2021 года N 117, муниципальное образование "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" наделено статусом муниципального округа в соответствии с Законом Калининградской области от 27 декабря 2019 года N 378 "О регулировании отдельных вопросов, связанных с наделением статусом муниципального округа отдельных городских округов Калининградской области".
В редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, муниципальное образование "Зеленоградский городской округ" Калининградской области - было наделено статусом городского округа.
С учетом положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области", оспариваемый генеральный план принят Правительством Калининградской области.
Решением Калининградского областного суда от 24 июня 2021 года по административному делу N 3а-150/2021 по административному иску ООО "Верум", ООО "Орбита", Б.Г. к Правительству Калининградской области об оспаривании в части генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 октября 2021 года, установлен факт принятия документа территориального планирования муниципального образования уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением предусмотренной градостроительным законодательством процедуры.
Как верно указал суд первой инстанции, оснований для повторной судебной проверки соблюдения порядка принятия оспариваемого в части генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166) не имеется.
Судебная коллегия так же отмечает, что по указанным основаниям нормативный правовой акт не оспаривался административным истцом.
Проверяя процедуру принятия и введения в действие правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", суд проанализировав положения статьи 2 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", принял во внимание, что процедура разработки правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ" была начата до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19, что свидетельствует о принятии указанного нормативного правового акта окружным советом депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в пределах своих полномочий.
Не усмотрел суд нарушений и при проведении общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки городского округа.
Так, общественное обсуждение по проекту проводилось в период с 3 июля 2021 года по 3 августа 2021 года, назначено постановлением главы муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 25 июня 2021 года N 22, которое официально опубликовано в газете "Волна" (выпуск от 2 июля 2021 года N 25 (9371) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа.
По результатам проведения общественных обсуждений администрацией муниципального образования "Зеленоградский городской округ" подготовлен протокол общественных обсуждений от 10 августа 2021 года, а также заключение от 10 августа 2021 года о результатах их проведения. Заключение официально опубликовано в газете "Волна" (выпуск от 13 августа 2021 года N 31 (9377) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденные решением окружного совета депутатов от 31 августа 2021 года N 99, опубликованы в газете "Волна" (выпуск от 3 сентября 2021 года N 34 (9380), размещены на сайте органов местного самоуправления городского округа, а также 7 сентября 2021 года во исполнение требования ч. 3.1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации - в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Таким образом, как верно установилсуд, процедура принятия и введения в действие указанного нормативного правового акта соблюдена.
Как следует из материалов дела, В.А. является собственником следующих земельных участков:
со 2 октября 2019 года земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 626 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - приусадебный участок, для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: "адрес";
с 4 октября 2019 года земельного участка с кадастровым номером N площадью 656 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: "адрес"
Земельные участки являются смежными между собой, поставлены на государственный кадастровый учет 25 октября 2001 года.
До наделения муниципального образования статусом городского округа действовал Закон Калининградской области от 18 февраля 2005 года N 501 "О наделении муниципального образования "Зеленоградский район" статусом муниципального района и об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований, находящихся на его территории".
В соответствии с названным Законом области в составе Зеленоградского муниципального района, помимо иных поселений, было образовано муниципальное образование "Ковровское сельское поселение", в границах которого расположены указанные участки.
Согласно генеральному плану муниципального образования "Ковровское сельское поселение", утвержденному решением поселкового совета депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" от 24 декабря 2012 года N 53, рассматриваемая территория была отнесена к функциональной зоне жилой застройки (существующая застройка).
Законом Калининградской области от 27 апреля 2015 года N 420 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Зеленоградский район" и организации местного самоуправления на объединенной территории" объединена территория муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", муниципального образования "Ковровское сельское поселение", муниципального образования "Красноторовское сельское поселение", муниципального образования "Переславское сельское поселение", муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса" без изменения границ общей территории муниципального образования "Зеленоградский район"; городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования "Зеленоградский район", наделено статусом городского округа (Зеленоградский городской округ).
До принятия в 2019 году генерального плана городского округа решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 19 ноября 2015 года N 301 были внесены изменения в генеральный план муниципального образования "Ковровское сельское поселение" 2012 года, которыми рассматриваемая территория отнесена к функциональной зоне рекреационного назначения.
В соответствии с фрагментом карты функциональных зон в составе генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденного решением окружного совета депутатов от 24 июня 2019 года N 320, рассматриваемая территория вновь отнесена к функциональной зоне "жилая зона".
В соответствии с представленным в материалы дела ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости" фрагментом карты функциональных зон в составе генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166) рассматриваемая территория отнесена к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения.
Как верно указал суд первой инстанции, из положения о территориальном планировании в составе генерального плана муниципального образования (в действующей до настоящего времени редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166) при осуществлении функционального зонирования территории городского округа установлено 17 функциональных зон, в том числе зона сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 22 положения о территориальном планировании зона сельскохозяйственного использования предназначена для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского фермерского хозяйства, для целей аквакультуры (рыбоводства), научно-исследовательских, учебных и иных объектов, связанных с сельскохозяйственным производством, создания защитных лесных насаждений, развития объектов сельскохозяйственного назначения, а также сопутствующих объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
При этом земли сельскохозяйственного назначения в отдельную функциональную зону не выделены.
Зона сельскохозяйственного использования установлена не только в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, но и применительно к отдельным земельным участкам из состава земель населенных пунктов, исходя вида допустимой хозяйственности деятельности и назначения объектов капитального строительства, расположенных либо допустимых к размещению на соответствующих земельных участках.
Принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами N и N с момента их образования относятся к землям населенных пунктов и имеют разрешенное использование - приусадебные земельные участки, для ведения личного подсобного хозяйства.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее также - Закон о личном подсобном хозяйстве).
В соответствии со статьей 2 Закона о личном подсобном хозяйстве личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, федеральным законодателем определен различный правовой режим в отношении земельных участков в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за пределами населенного пункта.
Проверяя обоснованность оспариваемого градостроительного решения об изменении функциональной зоны в отношении спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к выводу, что достаточных оснований для ее изменения у Правительства Калининградской области не имелось. Суд апелляционной инстанции находит данные выводы верными.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П).
Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым в частности относится механизм компенсации причиненного ущерба.
Материалы по обоснованию оспариваемого генерального плана (том 1) в качестве основных задач изменения генерального плана указывают, помимо прочего, на приведение функционального зонирования в соответствие с фактическим использованием территории, определение параметров функциональных зон.
Между тем, обстоятельств, которые объективно повлекли за собой изменение функционального зонирования рассматриваемой территории с функциональной зоны "Жилая зона" на функциональную зону "Зона сельскохозяйственного использования" с отнесением приусадебных земельных участков из состава земель населенных пунктов в границах поселка и в пределах существующей застройки к функциональной зоне, предназначенной для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, Правительство Калининградской области не представило.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166) в оспариваемой части не может быть признан обоснованным градостроительным решением.
Проверяя правила землепользования и застройки городского округа в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, суд обоснованно исходил из того, что градостроительное зонирование в отношении территориальной зоны сельскохозяйственного использования СХ-3 применительно к земельным участкам, принадлежащим административному истцу, не отвечает принципу законности и правовой определенности.
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8, Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 1, 9, 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки муниципального образования "Ковровское сельское поселение", утвержденных решением поселкового совета депутатов от 24 декабря 2012 года N 49, рассматриваемая территория была отнесена к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (индекс Ж-2), что соответствовало установленному на тот период функциональному зонированию территории.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденными решением окружного совета депутатов от 31 августа 2021 года N 99, земельные участки, отнесенные генеральным планом к функциональной зоне "Зона сельскохозяйственного использования", отнесены к четырем территориальным зонам, а именно:
"Зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения" (СХ-1), которая "выделена для обеспечения правовых условий формирования и использования территорий, занятых сельскохозяйственными угодьями - пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, занятых многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)";
- "Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения из земель сельскохозяйственного назначения" (СХ-2), которая "выделена для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и предназначена для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, осуществления хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием объектов рыбоводства, разведением сельскохозяйственных животных, для размещения зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, осуществления научной и селекционной работы";
"Зона сельскохозяйственного использования (в том числе сельскохозяйственных угодий) из земель населенных пунктов" (СХ-3), "занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения из земель сельскохозяйственного назначения, выделена для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и предназначена для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, осуществления хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием объектов рыбоводства, разведением сельскохозяйственных животных, для размещения зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, осуществления научной и селекционной работы";
"Зона для ведения садоводства" (СХ-4), "занятая объектами, предназначенными для ведения садоводства, выделена для размещения объектов садовых товариществ и сопутствующих им видов деятельности".
При этом, как следует из главы 7 правил землепользования и застройки, поименованной как "Зоны сельскохозяйственного использования", перечень основных видов разрешенного использования земельных участков не установлен применительно к территориальной зоне СХ-1; в таблице 60 установлен применительно к территориальной зоне СХ-2 и не включает в себя ведение личного подсобного хозяйства (код 2.2); в таблице 63 установлен применительно к территориальной зоне СХ-3 и также не включает в себя ведение личного подсобного хозяйства (код 2.2); в таблице 66 установлен применительно к территориальной зоне СХ-4 и не включает в себя ведение личного подсобного хозяйства (код 2.2).
Оспариваемыми правилами землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами N и N отнесены к территориальной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного использования (в том числе сельскохозяйственных угодий) из земель населенных пунктов", не предусматривающей в перечне допустимых видов разрешенного использования (основных, условно разрешенных и вспомогательных) такого вида разрешенного использования как ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).
Административный ответчик, возражая относительно удовлетворения заявленных требований, ссылается на недопустимость сохранения прежнего градостроительного зонирования с отнесением рассматриваемой территории к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, исходя исключительно из установленного функционального зонирования, которым названные земельные участки отнесены к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, не предназначенной для размещения каких-либо объектов жилого строительства.
Иных объективных обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности градостроительного решения, не привел.
Как верно указал суд, в оспариваемой части правила землепользования и застройки нарушают права и законные интересы В.А. по использованию в соответствии с назначением принадлежащих ей на праве собственности приусадебных земельных участков из состава земель населенных пунктов.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о признании оспариваемых нормативных правовых актов недействующими является правильным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность его опубликования в официальном печатном издании.
Таким образом, во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения Калининградского областного суда от 17 марта 2022 года подлежит дополнению в части указания на необходимость опубликования сообщения о принятии оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Калининградской области - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Калининградского областного суда от 17 марта 2022 года третьим абзацем следующего содержания: "Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения."
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.