Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т. И, судей Синьковской Л. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Молчановой М. А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-260/2022 по апелляционной жалобе ФИО11 Л.В. на решение Тульского областного суда от 28 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Моховой Любови Владимировны о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения представителя административного истца ФИО13 Ю. В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО11 А. В. обратилась в суд с административным исковым заявлением указав, что решением Тульского областного суда от 13 мая 2021 года кадастровая стоимость принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере "данные изъяты" рублей. Однако, согласно полученным в декабре 2021 года административным истцом сведениям, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 12 февраля 2021 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N от 26 февраля 2021 года увеличена до "данные изъяты" рублей, что повлекло для административного истца дополнительные обязанности по уплате необоснованно завышенного размера налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости
С учетом уточнения административного иска, административный истец просила признать незаконным акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 26 февраля 2021 года N в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Решением Тульского областного суда от 28 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО11 Л. В. по доверенности ФИО13 Ю. В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно определен характер спорных правоотношений; административному истцу не было предложено уточнить его правовую позицию, переформулировать основания заявленных исковых требований, обращенных в том числе к административному ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области).
Кроме того, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводу истца о том, что в данном случае не произошло изменение ни количественных, ни качественных характеристик объекта недвижимости, а имело место техническая ошибка Росреестра при внесении сведений о площади объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), которая повлекла увеличение кадастровой стоимости в два раза, что нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество. Внесение Управлением Росреестра по Тульской области в Реестр сведений об исправлении ошибки в площади здания по состоянию на 5 декабря 2014 года в дальнейшем исключило бы наличие настоящего спора по кадастровой стоимости, так как она бы являлась архивной.
Представителем Государственного учреждения Тульской области "Областное бюро технической инвентаризации" (далее - ГУ ТО "Областное БТИ") представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых изложена позиция об оставлении решения без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно, надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО13 Ю. В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд ее удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие иных неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 названного Закона Единый государственный реестр недвижимости содержит достоверные систематизированные сведения об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным Законом сведений.
Согласно подпункта 15 пункта 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 8 Федерального закона N218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в числе основных сведений об объекте недвижимого имущества номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение, в числе дополнительных сведений - сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав (подпункт 6 пункта 5 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4, 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Определение кадастровой стоимости в названном порядке осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Из материалов дела усматривается, что ФИО11 Л. В. является собственником здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, назначение: нежилое, наименование: административное здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: "адрес" (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 5 декабря 2014 года N).
Постановлением правительства Тульской области от 13 ноября 2019 года N540 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области" кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N утверждена по состоянию на 1 января 2019 года в размере "данные изъяты" рублей исходя из сведений ЕГРН о площади объекта "данные изъяты" кв.м.
10 февраля 2021 года представителем ФИО11 Л. В. по доверенности от 31 января 2020 года ФИО18 И. Ю. было подано заявление об исправлении технической ошибки, содержащейся в ЕГРН, а именно об изменении площади объекта с " "данные изъяты" кв.м" на " "данные изъяты" кв.м".
12 февраля 2021 года филиалом Федерального бюджетного государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области" (далее - филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Тульской области) в адрес ГУ ТО "Областное БТИ" в порядке статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" были переданы сведения об изменении площади спорного здания.
Актом ГУ ТО "Областное БТИ" от 26 февраля 2021 года N определена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N с учетом изменения площади с " "данные изъяты" кв.м" на " "данные изъяты" кв.м" по состоянию на 12 февраля 2021 года в размере "данные изъяты" рублей. Сведения о данном размере кадастровой стоимости спорного здания внесены в ЕГРН 2 марта 2021 года.
10 марта 2021 года представителем ФИО11 Л. В. было подано в Тульский областной суд административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года исходя из площади объекта "данные изъяты" кв.м, приложив к иску выписку из ЕГРН на спорное здание от 21 февраля 2021 года N о кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Решением Тульского областного суда от 13 мая 2021 года административные исковые требования ФИО11 Л. В. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 5 968 312 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Как следует из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области от 6 апреля 2022 года N актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 12 февраля 2021 года на основании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 26 февраля 2021 года N, подготовленного ГУ ТО "Областное БТИ", и установлена в размере "данные изъяты" рублей. Вышеуказанная стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 2 марта 2021 года и применяется с 12 февраля 2021 года.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 поименованного порядка, который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, основанием для этого являются:
а) осуществление государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществление государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что филиалом ФБГУ "ФКП Росреестра" по Тульской области сведения об изменении в характеристиках объектов недвижимости переданы в ГУ ТО "Областное БТИ" в формате xml-схем и после поступления загружены в автоматизированный продукт по расчету кадастровой стоимости.
Вышеуказанный автоматизированный продукт по расчету кадастровой стоимости при изменении характеристики "площадь" без вмешательства в расчеты сотрудников ГУ ТО "Областное БТИ" автоматически определяет, изменяется ли кадастровая стоимость объекта и, если она изменяется, рассчитывает ее. Все расчёты данного автоматизированного продукта производятся и основываются исключительно на моделях и положениях, утвержденных на уровнях федеральном и региональном, а именно: на моделях и положениях, установленных Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226, а также отчетом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Тульской области N1/2019 от 1 октября 2019 года, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13 ноября 2019 года N540 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области", вступившим в силу 1 января 2020 года.
Применение для расчётов кадастровой стоимости формул, использованных ГУ ТО "Областное БТИ" при проведении государственной кадастровой оценки, обусловлено пунктом 12.1. Методических указаний (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 9 сентября 2019 года N548), согласно которому определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Таким образом, ГУ ТО "Областное БТИ" осуществило возложенные на него в рамках статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" обязанности по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в полном соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Методических указаний, сама процедура и порядок утверждения оспариваемого акта не нарушены, осуществлены в пределах полномочий государственного учреждения..
Изменение характеристики площади здания с кадастровым номером N с "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" кв.м повлияло на расчет строительного объема здания, следовательно, и на расчет затрат на замещение, и итоговый расчет кадастровой стоимости.
Выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам, положениям действующего законодательства, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что в ЕГРН следовало внести сведения об изменении площади спорного здания по состоянию на 5 декабря 2014 года не основаны на законе, поскольку сведения об изменении характеристик объекта недвижимости подлежат внесению в ЕГРН на дату принятия соответствующего решения.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит необоснованными и не влекущими отмену или изменение решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение Тульского областного суда законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Моховой Любови Владимировны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.