Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Яковлева И.А. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-255/2021 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Кирсановой Юлии Николаевны на решение 35 гарнизонного военного суда от 2 декабря 2021 года и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 16 марта 2022 года по административному иску начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ) и начальника филиала N ... этого же медицинского учреждения об оспаривании указаний Межрегионального управления ведомственного финансового контроля "данные изъяты") (далее - Управление ведомственного финансового контроля) о необходимости возмещения ущерба, связанного с переплатой специальной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Лопатиной Ю.В. в поддержку доводов жалобы, суд
установил:
решением 35 гарнизонного военного суда от 2 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 16 марта 2022 года, административный иск начальника ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ и начальника филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ удовлетворен.
Суд первой инстанции признал незаконными и недействующими с момента издания указания Управления ведомственного финансового контроля, согласно которым на начальника ФГКУ " "данные изъяты"" и начальника филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ возложены обязанности принять решение по выявленной переплате и возмещению ущерба в размере 1 060 815 рублей 60 копеек в части, касающейся специальной социальной выплаты, произведенной с ноября 2020 года по июнь 2021 года военнослужащим филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ, оказывавшим медицинскую помощь (участвовавшим в оказании, обеспечивавшим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (СOVID-19), а также контактировавшим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) и возложил обязанность на начальника Управления ведомственного финансового контроля отозвать свои указания от 7 сентября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной 6 мая 2022 года, представитель административного ответчика, считая обжалованные судебные акты незаконными, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на законодательство РФ, регламентирующее вопросы продолжительности служебного времени военнослужащих утверждает, что нормы трудового права, предусматривающие сокращенную продолжительность рабочего времени для медицинских работников, не распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в медицинских организациях на должностях медицинского персонала, поскольку для них предусмотрены иные меры правовой и социальной защиты.
Кроме того, представитель административного ответчика отмечает, что законодательством о порядке прохождения военной службы не предусмотрено установление отдельным категориям военнослужащих сокращенной продолжительности еженедельного служебного времени, поэтому расчет филиалом N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ количества нормативных смен военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, исходя из 30, 36 и 39 часовой продолжительности еженедельного рабочего времени, вместо установленной для военнослужащих общей продолжительности еженедельного служебного времени в размере 40 часов повлек переплату специальной социальной выплаты в размере 1 060 815 рублей 60 копеек (за период с 1 ноября 2020 года по 30 июня 2021 года).
Обращает внимание на то, что неположенные выплаты (переплаты) денежного довольствия военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, являются финансовыми нарушениями, которыми причинен прямой действительный ущерб.
Также представитель Кирсанова полагает, что выплаты военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, были обоснованно квалифицированы как неправомерные выплаты специальной социальной выплаты, в связи с чем оспариваемое в рамках дела указание от 7 сентября 2021 года, по ее мнению, соответствует нормам законодательства и не нарушает прав и законных интересов филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ.
Далее представитель административного ответчика указывает, что контрольно-аналитические мероприятия по контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований, выделенных на осуществление специальных социальных выплат, производятся Управлением ведомственного финансового контроля в отношении всех военно-медицинских организаций (госпиталей, воинских частей), дислоцированных на территории "данные изъяты". Однако ни в одной из медицинских организаций, кроме филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, а также военнослужащим женского пола, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не установлена сокращенная продолжительность еженедельного служебного времени.
По мнению автора жалобы, вывод суда о необходимости установления военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, и военнослужащим женского пола, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, сокращенной продолжительности еженедельного рабочего времени неизбежно повлечет за собой необходимость предоставления всем военнослужащим названных категорий, проходящим военную службу на территории "данные изъяты" (за исключением военнослужащих филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ), дополнительных суток отдыха в связи с привлечением их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также необходимость перерасчета сумм специальной социальной выплаты, подлежащей выплате военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, и выделения для этого значительного объема дополнительных бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами установлено, что военнослужащим, являющимся медицинскими работниками и проходящим военную службу по контракту в филиале N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ, в период с ноября 2020 года по июнь 2021 года осуществлялась специальная социальная выплата, размер которой определялся по количеству нормативных смен исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной для медицинских работников - в количестве 30, 36 и 39 часов в неделю.
Согласно указаниям Управления ведомственного финансового контроля от 7 сентября 2021 года N "данные изъяты", начальнику филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ сообщено о том, что в ходе проведения контрольно-аналитического мероприятия по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований на осуществление специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (СOVID-19), выявлены случаи неправомерной выплаты специальной социальной выплаты, повлекшие, по мнению контрольного органа, ее переплату на 1 060 815 рублей 60 копеек за период с ноября 2020 года по июнь 2021 года. Кроме того, на начальника ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ и начальника филиала N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ возложены обязанность принять решение по выявленной переплате и возмещению причиненного государству ущерба в размере 1 060 815 рублей 60 копеек.
В соответствии с п.п. 1 и 3 постановления Правительства РФ от 23 ноября 2020 года N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту установлена ежемесячная специальная социальная выплата за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Аналогичное положение о способе расчета размера специальной социальной выплаты содержатся и в п. 6 Порядка и условий осуществления специальной социальной выплаты и дополнительной специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном приказом Министра обороны РФ от 24 февраля 2021 года N 110 (далее - Порядок).
При этом в п. 3 вышеприведенного постановления N 1896 разъяснено, что фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени или отработанного служебного времени за дни работы (службы) в соответствующем календарном месяце, в которые работник (военнослужащий, сотрудник) привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, привлекался к санитарно-эпидемическим (профилактическим) мероприятиям и мероприятиям по их обеспечению на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Признавая неправомерными вышеприведенные указания Управления ведомственного финансового контроля и удовлетворяя административный иск, суды первой и апелляционной инстанций верно установили фактические обстоятельства по рассматриваемому административному спору и обоснованно констатировали об ошибочности вывода контрольного органа о наличии материального ущерба в виде переплаты специальной социальной выплаты военнослужащим, являющимся медицинскими работниками.
При этом суды, помимо норм военно-административного законодательства, свои выводы обосновали и нормами трудового законодательства, определяющими сокращенную продолжительность еженедельного служебного времени для отдельных категорий медицинских работников.
Так, суды установили, что, несмотря на установленный в филиале N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ регламент служебного времени, устанавливающий 40 часов служебного времени в неделю, военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, в период с ноября 2020 года по июнь 2021 года рассчитывалась и выплачивалась ежемесячная специальная социальная выплата за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории медицинских работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно сокращенной продолжительности рабочего времени медицинских работников - 39 часов и менее в неделю (ст. 350 ТК РФ).
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Таким образом, поскольку положения ст. 11 названного федерального закона отсылают к нормам трудового законодательства только в целях определения пределов нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, то является правильным утверждение автора жалобы о необходимости применения для расчета специальной социальной выплаты, производимой военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, именно общей продолжительности еженедельного служебного времени в размере 40 часов в неделю.
Также следует согласиться с доводами последнего об ошибочности выводов судов первой и апелляционной инстанции о возможности применения для разрешения настоящего административного спора иных норм трудового законодательства, поскольку эти выводы противоречат положениям абз. 8 ст. 11 Трудового кодекса РФ и соответствующим разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", согласно которым нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе.
Вместе с тем, производство военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, в филиале N... ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ специальной социальной выплаты за нормативную смену, ошибочно определяемой административным истцом исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени медицинских работников, а не из общей продолжительности еженедельного служебного времени, установленной для военнослужащих, не свидетельствует о том, что уменьшение продолжительности нормативной смены влечет возрастание количества отработанных нормативных смен в календарном месяце и соответственно необоснованное увеличение размера суммы выплаченной специальной социальной выплаты.
Так, из имеющихся в материалах дела расчетов размера указанной выплаты военнослужащим, являющимся медицинскими работниками, и табелей учета рабочего (служебного) времени, исследованных судами, видно, что исходя из зафиксированного в табелях суммарного времени ежедневного привлечения работника (военнослужащего) в календарном месяце (по 7, 8 часов в рабочий день) и учтенной для военнослужащих, являющимся медицинскими работниками, продолжительности рабочего времени как для медицинских работников - 39 часов в неделю, искомая продолжительность нормативной смены, определялась административным истцом как одна пятая продолжительности рабочего (служебного) времени в неделю и полученное количество нормативных смен не превышало количества нормативных смен, определяемых с учетом установленной для военнослужащих 40-часовой рабочей недели и фиксацией ежедневного служебного времени по 8 часов в соответствии с содержащемся в п. 3 постановления Правительства РФ N 1896 и п. 6 Порядка принципом определения нормативной смены как одной пятой продолжительности рабочего (служебного) времени в неделю.
Таким образом, поскольку ошибочные выводы судов не привели к принятию неправильных судебных актов, а безусловных оснований для отмены или изменения оспоренных судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Кассационный военный суд, руководствуясь ст.ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, определил:
решение 35 гарнизонного военного суда от 2 декабря 2021 года и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 16 марта 2022 года по административному иску начальника федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации и начальника филиала N... этого же медицинского учреждения оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Кирсановой Ю.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 июля 2022 года.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи И.А. Яковлев
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.