Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина С.Г. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Клетского, Кумылженского и Серафимовичского районов по пожарному надзору от 23 июня 2021 года, решение судьи Клетского районного суда Волгоградской области от 27 июля 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 2 сентября 2021 года, вынесенные в отношении главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина Сергея Григорьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Клетского, Кумылженского и Серафимовичского районов по пожарному надзору от 23 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Клетского районного суда Волгоградской области от 27 июля 2021 года и решением судьи Волгоградского областного суда от 2 сентября 2021 года, глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрин С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Кудрин С.Г. просит изменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кудрина С.Г. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
В силу статьи 62 названного закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно пункта 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 63 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов (пункты 67, 68 Правил противопожарного режима).
В пункте 69 Правил противопожарного режима определено, что на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Пунктом 73 Правил противопожарного режима предусмотрено, что руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 8 июня 2021 года проведена внеплановая проверка в отношении администрации Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено, что Кудрин С.Г, являясь главой администрации указанного сельского поселения, допустил нарушение требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что на территории общего пользования в "адрес" на западной и северной стороне по "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат 49 N), "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), в районе реки Сухая Перекопка (повсеместно, в том числе в районе координат N) произрастает высокая травянистая растительность, не осуществляется покос травы, чем нарушены пункты 67, 68, 69, 73 Правил Противопожарного режима; по границе территории населенного пункта "адрес" сельского поселения минерализованная полоса отсутствует с северной, западной и южной стороны, чем нарушен пункт 63 Правил Противопожарного режима; на территории общего пользования в "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), по "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), "адрес" (повсеместно, в том числе в районе координат N), произрастает высокая травянистая растительность, не осуществляется покос травы, чем нарушены пункты 67, 68, 69, 73 Правил Противопожарного режима; по границе территории населенного пункта х. Логовский Перекопского сельского поселения минерализованная полоса отсутствует с северной, западной и восточной стороны, чем нарушен пункт 63 Правил Противопожарного режима в РФ; на границе территории населенного пункта х.
Орехов Перекопского сельского поселения ширина противопожарной минерализованной полосы менее 10 метров, чем нарушен пункт 63 Правил Противопожарного режима; на границе территории населенного пункта х. Платонов Перекопского сельского поселения отсутствует противопожарная минерализованная полос, чем нарушен пункт 63 Правил Противопожарного режима.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Кудрина С.Г. как должностного лица производства по делу об административном правонарушении и его привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность лица подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.46), копией постановления о регистрации главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области (л.д.42) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Таким образом, глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрин С.Г, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждения заявителя о том, что в силу пункта 67 Правил противопожарной безопасности обязанность по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы возложена на правообладателей земельных участков, являются несостоятельными.
Вопреки указанным доводам, соблюдение требований пожарной безопасности в настоящем случае обоснованно возложено на главу сельского поселения, поскольку место выявленного нарушения требований пожарной безопасности относится к земельным участкам, которые расположены в границах сельского поселения, именно на данных участках выявлены нарушения в виде произрастания высокой растительности, не осуществление покоса травы. То обстоятельство, что земельные участки находятся в собственности иных лиц, не исключает ответственности Кудрина С.Г, как главы сельского поселения, за соблюдение требований пожарной безопасности с учетом расположения этих земельных участков в границах Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области. Каких-либо неустранимых сомнений в том, что именно глава Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина С.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения Кудрина С.Г. к административной ответственности соблюдены.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Вместе с тем, доводы жалобы о наличии оснований для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания нахожу заслуживающими внимание.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения.
Назначая главе Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрину С.Г. административное наказание, должностное лицо не мотивировало необходимость назначения наказания в виде административного штрафа при наличии иного вида наказания.
Судебными инстанциями не принято во внимание, что в перечне о запрете замены штрафа на предупреждение вменяемое правонарушение не указано, главой Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудриным С.Г. правонарушение совершено впервые, ранее он к административной ответственности не привлекался и сведений о ранее совершенных названным лицом правонарушениях и о системности такого рода нарушений в материалы дела не представлено, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, а его должностное положение в данном случае не должно препятствовать изменению вида назначенного наказания.
При этом, поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для изменения состоявшихся актов в части назначенного главе Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрину С.Г. наказания путем замены административного штрафа в размере 6 000 рублей на предупреждение.
Назначение административного наказания в виде предупреждения соответствует характеру допущенного Кудриным С.Г. правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Кудрина С.Г. удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Клетского, Кумылженского и Серафимовичского районов по пожарному надзору от 23 июня 2021 года, решение судьи Клетского районного суда Волгоградской области от 27 июля 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 2 сентября 2021 года, вынесенные в отношении главы Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Кудрина Сергея Григорьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей на предупреждение.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Белякова С.А. 12-7/2021
судья областного суда Циренщиков И.А. N 07р-956/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-7109/2021, 16-1317/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.