Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Мосякиной Н.В. по доверенности Андреева С.С, поступившую в суд первой инстанции 29 апреля 2022 года, на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 04 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N 7 по Краснодарскому краю к Мосякиной Н.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, пени, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, пени.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС N 7 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Мосякиной Н.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Мосякина Н.В. состоит на налоговом учете Межрайонной ИФНС N 7 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика, в связи с чем обязана уплачивать законно установленные налоги и сборы, включая страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
В результате несвоевременного исполнения в полном объеме возложенного на Мосякину Н.В. законом обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование образовалась недоимка за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 3 796, 85 рублей и пени в размере 4 541, 87 рублей, а также за периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 24 154, 46 рублей и пени в размере 444, 37 рублей. Кроме того, за Мосякиной Н.В. образовалась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 95 793, 72 рублей и пени в размере 2 156 рублей. Общая сумма к взысканию составила 130 887, 27 рублей.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 4 октября 2021 года исковые требования МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю заявленные административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 года решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 4 октября 2021 года отменено в части, в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС N 7 по Краснодарскому краю к Мосякиной Н.В. в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 3 796, 85 рублей, пени в размере 4 541, 87 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за налоговые периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 17 314 рублей, пени в размере 403, 67 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за налоговые периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 79 299 рублей, пени в размере 2 057, 86 рублей, отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Мосякиной Н.В. по доверенности Андреев С.С. просит отменить обжалуемые судебные акты отменить, по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 названного Кодекса, если иное не предусмотрено поименованной статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (пункты 1, 3, 4).
Как следует из материалов дела Мосякина Н.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю и в силу пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Поскольку в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование Мосякиной Н.В. в добровольном порядке исполнена не была, Инспекция направила в ее адрес требования: N 1104193 от 21 июля 2017 года со сроком оплаты до 10 августа 2017 года; N 1128235 от 23 января 2018 года со сроком оплаты до 12 февраля 2018 года; N 1166624 от 25 января 2019 года со сроком оплаты до 14 февраля 2019 года; N 1124376 от 23 января 2018 года со сроком оплаты до 12 февраля 2018 года; N 5781 от 13 января 2020 года; N 154841 от 22 декабря 2020 года.
Указанные требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме не исполнены.
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье с заявлениями о выдаче судебного приказа о взыскании с должника задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование на общую сумму 130 887, 27 рублей.
Мировым судьей судебного участка N 101 Центрального района города Сочи Краснодарского края 26 апреля 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Мосякиной Н.В. указанной налоговой задолженности.
По заявлению должника Мосякиной Н.В. судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка N 101 Центрального района города Сочи Краснодарского края от 13 мая 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения с настоящим административным иском в суд.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзаца 4 пункта 1 приведенной статьи в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенные по уважительной причине выше обозначенные сроки подачи заявлений о взыскании обязательных платежей могут быть восстановлены судом.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающейся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
Из материалов административного дела видно, что предъявляемая к взысканию сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование, возникших за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, превышает 3000 рублей, что указывает на то, что налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за истекшие налоговые периоды в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Таким образом, поскольку срок исполнения налогового требования N 1104193 от 21 июля 2017 года о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование за налоговые периоды, возникшие до 1 января 2017 года, истек 10 августа 2017 года, налоговая инспекция вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в указанной части требований до 10 февраля 2018 года, однако данным правом не воспользовалась, в связи, с чем допустила нарушение установленного законом пресекательного срока, ходатайств о его восстановлении не заявляла.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что пеня как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, представляет собой денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты причитающихся сумм налогов и одновременно с уплатой или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 1 и 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Между тем, согласно положениям пунктов 2 и 5 части 1, части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных к взысканию налоговым органом сумм пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 541, 87 рублей за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи, с чем пришел к правильному выводу, что указанные требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, из материалов дела видно, что по требованиям: N 1128235 от 23 января 2018 года со сроком оплаты до 12 февраля 2018 года; N 1166624 от 25 января 2019 года со сроком оплаты до 14 февраля 2019 года; N 1124376 от 23 января 2018 года со сроком оплаты до 12 февраля 2018 года; N 5781 от 13 января 2020 года, N 154841 от 22 декабря 2020 года, МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 26 апреля 2021 года.
Однако предписание о соблюдении установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по налогам и пени Инспекцией не исполнено, в связи, с чем срок исковой давности в части предъявления требований: N 1128235; N 1166624; N 1124376; N 5781, пропущен.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу в обоснованности предъявляемых налоговым органом требований лишь в части взыскания сумм задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, вытекающим из налогового требования N 154841 от 22 декабря 2020 года.
Между тем, проверяя соблюдение срока на подачу административного иска в суд, суд апелляционной инстанции верно указал, что судебный приказ мирового судьи судебного участка N 101 Центрального района Краснодарского края отменен определением от 13 мая 2021 года, следовательно, с административным иском в суд налоговый орган был вправе обратиться до 13 ноября 2021 года.
Административный иск о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование подан в суд 29 июля 2021 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа по вышеуказанным налоговым требованиям о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговым органом был пропущен срок, установленный для принудительного взыскания налоговых платежей и санкций, а ходатайств с указанием уважительных причин для его восстановления не заявлено, соблюдение административным истцом шестимесячного срока предъявления иска после отмены судебного приказа, не может быть расценено, как предъявление исковых требований с соблюдением установленного законом срока.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения административных исковых требований в части взыскания недоимки и пени по страховым взносам за периоды 2017, 2018 и 2019 годов.
Таким образом, принимая во внимание, что инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ряда требований за пределами установленного срока, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу в том, что согласился с выводами суда первой инстанции лишь в части удовлетворения требований административного иска о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в соответствии с предъявленным требованием N154841 от 22 декабря 2020 года на общую сумму 23 335.18 рублей и пени - 138, 84 рублей.
Между тем имеются основания для изменения судебных актов нижестоящих инстанций.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворённых требований и в указанный части отказал в удовлетворении исковых требований, то суд апелляционной инстанции должен был пересчитать сумму государственной пошлины подлежащей взысканию с административного ответчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей
Учитывая, что размер удовлетворённых исковых требований налоговой инспекции превышает сумму 20 000 рублей (23 335.18 рублей и пени - 138, 84 рублей) со Мосякиной Н.В. полежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 904, 22 рублей, а не 3817 руб. 75 коп.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 04 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 года изменить, взыскав с Мосякиной Н.В. в доход соответствующего местного бюджета государственную пошлину в размере 904, 22 рублей.
В остальной части решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 04 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 июля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.