Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Монмаря Д.В. и Борс Х.З.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Олина В.Ю. - Буланова Р.Ю. и кассационное представление прокурора Волгоградской области на решение Центрального районного суда города Волгограда от 11 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 января 2022 г. по административному делу по административному иску Олина В.Ю. к администрации Волгограда о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, кассационного представления, письменные возражения, выслушав пояснения сторон, прокурора Кириенко А.А, представителя администрации по доверенности Клещеву А.Б, судебная коллегия
установила:
Олин В.Ю. обратился в Центрального районного суда города Волгограда суд с административным иском, в обоснование требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым N по адресу: "адрес". Указанный земельный участок образован путем перераспределения земель и присоединения дополнительной площади к земельному участку площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым N N по адресу: "адрес" 1г. Земельный участок с кадастровым N приобретен им у Шкуратова А.А, Шкуратовой О.А. При его приобретении был сделан запрос в Росреестр о получении выписки из ЕГРП, в которой отражено, что назначение земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" ограничения прав на использование участка в соответствии с видами разрешенного использования отсутствуют. После покупки земельного участка выяснилось, что значительная часть его площади (примерно 1/3) находится на территории общего использования, так как красные линии застройки проходят практически по диагонали земельного участка, в связи с чем он обратился в Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о переносе красных линий. Из ответа Департамента следует, что красные линии в кварталах "адрес" в Дзержинском районе установлены постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года N777 "Об установлении красных линий в Волгограде", а земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем информация о границе земельного участка не могла быть принята во внимание при формировании красной линии. Изменение красных линий не обеспечивает выполнение требований части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, СП 42.13330.2016, СНиП 2.07.01-89, СП 4.13130.2013, в связи с чем, принять решение о разработке такой документации не представляется возможным. В апреле 2020 года он обратился в суд с иском к бывшим собственникам о расторжении договора купли-продажи в связи с несоответствием земельного участка условиям договора.
Решением Дзержинского районного суда Волгограда от 30 июля 2020 года N2-2369/2020 вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований отказано.
Вместе с тем, решением суда установлено, что красные линии не могут ограничивать права собственника земельного участка, возникшего в установленном законом порядке, а административная процедура установления красных линий, проведенная без учёта установленных судом обстоятельств, не может влечь за собой умаление указанного права, возникшего как у предыдущих собственников, так и у него. Установленные красные линии являются для истца препятствием в осуществлении строительства на земельном участке с учетом местоположения и параметров, желаемых и приемлемых для истца. Отказывая в изменении расположения красных линий, принятии решения о разработке документации по планировке территории, ответчик создает истцу препятствия в пользовании принадлежащим ему земельным участком.
Полагает, что постановление администрации Волгограда от 11 июня 2004 года N777 "Об установлении красных линий в Волгограде" в части установления красных линий через земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" создает ему препятствия в пользовании принадлежащим ему земельным участком. Просил признать незаконным постановление администрации Волгограда от 11 июня 2004 года N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде" в части установления красных линий через земельный участок с кадастровым номером N N по адресу: "адрес"
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 11 октября 2021 года в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 января 2022 года решение Центрального районного суда города Волгограда от 11 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного истца -Буланов Р.Ю. и кассационном представлении прокурора Волгоградской области просят отменить указанные судебные акты. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; вывод судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 26 мая 2022 года кассационные жалобы приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
18 июля 2022 года кассационным судом удовлетворено ходатайство представителя административного ответчика - Цыцулина М.А. об участии в судебном заседании 26 июля 2022 года путем использования систем видеоконференц-связи с Центральным районным судом города Волгограда.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, письменные возражения, пояснения сторон, прокурора, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, которые являются основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Из материалов административного дела следует, что спорным земельным участком, расположенном по адресу: "адрес", ранее владел Шкуратов А.А. (был предоставлен в пожизненное наследуемое владение на основании постановления администрации Дзержинского района Волгограда от 11 марта 1997 года N308, сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 11 марта 1997 г, что также подтверждено решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 30 июня 2020 года по делу N2-2369/2020, вступившим в законную силу).
Как следует из постановления администрации Дзержинского района Волгограда от 11 марта 1997 года N308, земельный участок Шкуратову А.А. предоставлен в пожизненное наследуемое владение под цели эксплуатации жилого дома и хозяйственных построек, что подтверждает тот факт, что спорный земельный участок не является территорией общего пользования, не относится к площадям, улицам, автомобильным дорогам, проездам.
То обстоятельство, что красная линия, установленная оспариваемым постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года N777, проходит по земельному участку, принадлежащему истцу на праве собственности, в ходе судебного разбирательства ответчиком не опровергнуто.
Между тем в данном случае красная линия установлена без учета прав Шкуратова А.А. в виде пожизненного наследуемого владения данного земельного участка.
Отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований Олина В.Ю. (последнего собственника земельного участка) мотивирован тем, что спорный земельный участок на момент утверждения красных линий не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Однако отсутствие соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не опровергает тот факт, что территория спорного земельного участка не относится к местам общего пользования.
Более того, согласно статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Права предыдущего собственника Шкуратова А.А. на указанный земельный участок возникли до 21 июля 1997 г. Внесение соответствующей записи в ЕГРН являлось правом Шкуратова А.А, а не обязанностью.
Ответственными структурными подразделениями администрации Волгограда по подготовке проекта нормативного правового акта, утвердившего красные линии, являлись комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Волгограда (правопреемник - департамент муниципального имущества администрации Волгограда) и комитет по градостроительству и архитектуре города Волгограда (правопреемник департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда).
Предоставление Шкуратову А.А. земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. в 1998 году согласовано с указанными структурными подразделениями администрации Волгограда.
Таким образом, в 2004 году при принятии спорного нормативного правового акта, у администрации Волгограда имелись сведения о предоставлении спорного земельного участка в пожизненное наследуемое владение Шкуратову А.А. для индивидуального жилищного строительства.
Также в качестве основания для отказа в признании нормативного правового акта недействующим судами первой и апелляционной инстанций указано на тот факт, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права и законные интересы истца Олина В.Ю.
Данные выводы, в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), статьи 262 Гражданского кодекса РФ, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ, проекта межевания территории (пункта 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ). указаний Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 6 ноября 2010 года N387-0 и от 15 июля 2010 года N931-0-0), пункта 12 статьи 1 ГрК РФ, пункта 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ, пункта 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N18-30), пункта 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ, позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 февраля 2016 года N242-0 свидетельствуют о неверном толковании судами норм материального права.
Указанное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Аналогичный подход право применения нашел свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2021 года N 80-КАД20-7-К6, определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 года N88а-5355/2021, определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 года N 46-АПГ18-48.
При таких данных, указанные судебные акты не могут быть признаны законными, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежат отмене.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел. Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении").
В данном случае судебными инстанциями приведенные нормы права не соблюдены, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить оспариваемые судебные акты и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 11 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 20 января 2022 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Волгограда в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июля 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Монмарь Д.В.
Борс Х.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.