Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Монмаря Д.В. и Борс Х.З.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Головырина В.Г. на решение Северского районного судв Краснодарского края от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 марта 2022 года по админстративному делу по администрвтивному исковому заявлению Головырина В.Е. к администрации Афипского городского поселения о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без торгов земельного участка от 19 апреля 2021 года N
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы касационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Головырин В.Е. обратился в Северский рвайонный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Афипского городского поселения о признании незаконным предоставлении в аренду без торгов земельного участка от 19 апреля ^ N Просит признать незаконным отказ администрации Афипского городского поселения Северского района от 19 апреля 2021 года N, в предоставлении в аренду без торгов, земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" предназначенного для индивидуального жилищного строительства; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов. Обязать администрацию Афипского городского поселения Северского района подготовить ответ на заявление Головырина В.Е. в соответствии с действующим законодательством.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 21 октября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Головырину В.Е. отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по админисративным делам Краснодарского краевого суда от 15 марта 2022 года указанное решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 19 мая 2022 года, Головырин В.Е. просит отменить обжалуемые судебные акты, нижестоящими судами допущено нарушение норм материального и пролцессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что такие нарушения допущены.
Так, из материалов дела следует, что административный истец является инвалидом "данные изъяты" группы, которая установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2013 N от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Бюро N 41- филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю".
Факт обращения истца в администрацию Афипского городского поселения Северского района о предварительном согласовании в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 (редакция от 29 июня 2015 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (инвалид имеет право на внеочередное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства) и подпункт 14 части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации" (земельные участки для видения личного подсобного хозяйства либо земельного участка категории земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства предоставляются в аренду без проведения торгов гражданам, имеющих право не "внеочередное приобретения участков) от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2015 года) и предоставлении Головырину В.Е, как инвалиду 3 группы, в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", предназначенного для индивидуального жилищного строительства; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
Головырин В.Е. постоянно зарегистрирован по месту жительства и проживает в поселке Афипском более ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", которое представляет собой ветхую времянку постройки 30-х годов жилой площадью "данные изъяты" кв.м, которая досталась по наследству его жене от её матери Еоловыриной С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельству о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ года. Жилище в котором проживает административный истец не входящим в состав совместной собственности в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Семейного кодекса РФ, абзаца 4 пункта 15 Постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 года N 15. В случае расторжения брака с Еоловыриной С.Н. административный истец останется без жилья. Супруга административного истца пенсионерка Еоловырина С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на ряду с административным истцом является инвалидом "данные изъяты" группы справки об инвалидности серия МСЭ - 2018 N от 1 ДД.ММ.ГГГГ второй группы по общему заболеванию.
В соответствии со статьей 38 Жилищного кодекса РФ норма жилой площади равна 12 метров квадратных в расчете на одного человека. Данный показатель имеет различные значения в зависимости от целей его применения и региона.
Головырин В.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и его супруга Головырина С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Еоловырин Д.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, малолетний внук ФИО14 З.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в жилом доме общей жилой площади "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес", следовательно, на каждого проживающего в указанном жилом доме составляет меньше учетной нормы ("данные изъяты" кв.м.), установленной на территории Северского района Краснодарского края.
Согласно техническому заключению эксперта N от 10 августа 2021 года техническое состояние строительных конструкций и в целом жилого дома с кадастровым номером 23:26:0204009:304 по адресу: "адрес", следует отнести к категории: "Находящихся в недопустимом состоянии" для общих условий эксплуатации, а для эксплуатации в условиях повышенной сейсмичности, техническое состояние строительных конструкций и в целом данного жилого дома следует отнести к категории : "Находящиеся в аварийном состоянии".
Здание жилого дома по степени физического износа и категории технического состояния, основных конструктивны элементов и систем инжинерно-технического обеспечения является непригодным для постоянного проживания. Полный его капитальный ремонт или реконструкция нецелесообразно.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в 5 помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В силу указанного, судом кассационной инстанции отмечено, что вопрос о том, может ли административный истец быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставления в аренду земельного участка в аренду без торгов, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 (редакция от 29 июня 2015 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, судами не проверялся, Хотя без правильного разрешения этого вопроса не может быть разрешен и вопрос о возможности применения к возникшим по данному делу правоотношениям положений о праве инвалида на внеочередное предоставление земельного участка. Указанные обстоятельства оставлены судебными инстанциями без внимания и правовой оценки.
Из материалов дела N 2а-2345/2021 следует, согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28 февраля 2020 года N N у административного истца отсутствует в собственности какое либо жилое помещение и земельные участки ИЖС либо ЛПХ. Головырин В.Е. помимо инвалидности по слуху бессрочно является пенсионером, ветеран труда России, ребенком войны. Он считает, что имеются все основания для его постановки на жилищный учет, нуждающегося в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии в виде предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов.
Административным истцом 7 сентября 2021 года предоставлен полный комплект документов в администрацию МО Северский район Управления экономики, инвестиций и прогнозирования для постановки Головырина В.Е. на учет, нуждающегося в жилых помещениях, о чем свидетельствует расписка в принятии уполномоченным органом по учету от Головырина В.Е. учетных документов от 2 сентября 2021 года включенного в перечень для рассмотрения заявления Головырина В.Е. по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ответу из администрации МО Северского района 18 октября 2021 года N администрация МО Северского района 18 октября 2021 года учетное дело Головырина В.Е. для признания гражданина и членов его семьи малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях направлено на имя Главы Афипского городского поселения Ю.А. Коваленко.
Действующее жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает иного ответа на заявления гражданина в виде решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
Передача МО Северский район по истечении тридцати рабочих дней материала и сведенья о принятии Головырина В.Е. на учет в администрацию Афипского городского поселения не предусматривается действующим законодательством и не является основанием лишающего право получать ответ в виде решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет (статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
По мнению административного истца, администрация МО Северский район и администрация Афипского городского поселения Северского района намерено не предоставили в судебное заседание 21 октября 2021 года ответ о постановки Головырина В.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Данные противоправные действия административного ответчика, выразившиеся в не рассмотрении в установленный законом срок рассмотрении заявления Головырина В.Е. о постановке на учет нуждающегося в улучшения в жилом помещении, послужили основанием для его обращения в прокуратуру Северского района Краснодарского края.
Из ответа заместителя прокурора Северского района Ширяева Е.Ю. от 21 декабря 221 года следует, что уполномоченный орган для принятия решения о постановки Головырина В.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях по категории малоимущие является администрация Афипского городского поселения Северского района.
Таким образом, администрация МО Северский район не является органом, уполномоченным по принятию решений о постановке либо об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории малоимущие по заявлениям граждан, проживающим в городских поселениях.
Из материалов дела усматривается, что в администрацию Афипского городского поселения Северского района 18 октября 2021 года из администрации МО Северский район поступило заявление Головырина В.Е. от 7 сентября 2021 года и приложение к нему документы о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещениях. Вместе с тем, органом местного самоуправления какое-либо решение по указанному заявлению в соответствии с положениями жилищного законодательства до настоящего времени не принято. В связи с этим, по окончании проверки в адрес главы Афипского городского поселения Северского района вынесено представление..
Так же истец обращал внимание судов на то, что земельный участок "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" закрепленный юридически в собственности на основании решения Правления колхоза "Аврора" N 20 от 4 декабря 1988 года постановлением Главы Афипского поселения 19 июля 1994 года N 410 не предоставлялся административному истцу в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, так как на момент вынесения указанного постановления находился в аренде у колхоза "Аврора" на основании решения правления колхоза "Аврора" N 20 от 4 декабря 1988 года с указанной даты.
Однако указанное не было принято во внимание судами.
Кроме того, Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2018 года N 410 настоящее постановление признано утратившим силу с 14 апреля 2018 года.
При этом суд апелляционной инстанции сослался при вынесении судебного акта на Постановление Правительства Ростйской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утратившееся законную силу 14 апреля 2018 года.
Таким образом, в нарушении части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, статьи 38 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 (редакция от 29 июня 2015 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, пункта 5 и 6 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции данные обстоятельства не являлись, судами в нарушение требований материального и процессуального закона не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего дела, что ставит под сомнение соблюдение принципов законности и справедливости, данные доводы подлежат дополнительному исследованию, в связи с чем, обжалуемые судебные акты по данному основанию нельзя признать законными и обоснованными.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно пункту 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
В силу статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского районного судв Краснодарского края от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 марта 2022 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Северский районный суд Краснодарского края в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 июля 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Монмарь Д.В.
Борс Х.З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.