Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Цыцулиной М.А, действующей в интересах администрации г. Волгограда, на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 15 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя администрации г. Волгограда по доверенности Клящевой А.Б, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Фроловой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию г. Волгограда принять меры по ликвидации четырех несанкционированных свалок на территории г. Волгограда.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 20 июля 2021 года исковые требования удовлетворены. На администрацию г. Волгограда возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки на следующих территориях:
- свалка твердых бытовых отходов, расположенная напротив 4 опоры моста 3-й Продольной магистрали со стороны Дзержинского района г. Волгограда, в 350 м. от заправки "Лукойл", объём свалки 3 куб. м (координаты "данные изъяты");
- свалка твердых бытовых отходов, расположенная рядом с дополнительной опорой моста, напротив 7 опоры моста 3-й Продольной магистрали со стороны Дзержинского района г. Волгограда, в 150 м. от неё, объем свалки 10 куб. м (географические координаты "данные изъяты");
- свалка твёрдых бытовых отходов, расположенная между 7 и 8 опорой моста 3-й Продольной магистрали со стороны Дзержинского района г. Волгограда, в 20 м. от 7 опоры, в 150 м. от СНТ "Волжанин", объем свалки 15 куб. м. (географические координаты "данные изъяты");
- свалка твердых бытовых отходов (полиэтиленовые мешки), расположенная в 25 м от СНТ "Волжанин" ("данные изъяты"), объем свалки 3 куб. м.
Указанные мероприятия предписано провести в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 15 декабря 2021 года решение суда перовой инстанции изменено, абзац второй резолютивной части изложен в следующей редакции "Возложить на администрацию Волгограда обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок". В остальном судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной председателем администрации г. Волгограда по доверенности Цыцулиной М.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 17 марта 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 23 июня 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя администрации г. Волгограда по доверенности Клящевой А.Б, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, заключение прокурора Фроловой Е.В, полагавшей судебные постановления законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно положениям частей 2-4 статьи 2 данного Федерального закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Волгоградской области от 7 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" к числу особо охраняемых природных территории местного значения отнесены местные ландшафты.
В силу положений частей 1, 3 статьи 27.3 названного Закона Волгоградской области в границах охраняемых ландшафтов запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой принципиальное нарушение структуры природоохранных комплексов (в том числе сплошные рубки леса с последующей распашкой или застройкой земель, либо созданием монокультур леса, мелиорация и осушение болот, другие работы, влекущие за собой принципиальное изменение гидрологического режима).
Задачи и особенности режима особой охраны конкретной территории охраняемого ландшафта местного значения определяются положением о нем, которое утверждается соответствующим органом местного самоуправления.
Постановлением администрации Волгограда от 12 июля 2018 года N 917 утверждено положение "Об охраняемом ландшафте местного значения "Долина р. Царицы".
Согласно пункту 1.2 указанного Положения охраняемый ландшафт местного значения "Долины р. Царицы" (далее также - охраняемый ландшафт) является особо охраняемой природной территорией местного значения, образованной с целью сохранения уникального природного комплекса - истока р. Царицы, расположенного в 1 км от тер. Рабочий поселок Горьковский, пресных ключей, дающих начало рекам Дубовая и Таловая, имеющих важное средообразующее значение, являющихся местом обитания малочисленных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, в том числе занесенных в Красную книгу Волгоградской области.
В силу пункта 1.4. названного Положения охраняемый ландшафт находится в ведении муниципального учреждения "Горэколес", схема и границы которого приведены в приложении к настоящему Положению.
Из содержания пункта 3.4. данного Положения следует, что на территории Охраняемого ландшафта осуществляются, в том числе, мероприятия по санитарному уходу за территорией Охраняемого ландшафта, мероприятия по устройству противопожарных минерализованных полос, а также профилактические мероприятия, способствующие сохранению мест обитания и улучшению условий среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Волгоградской области.
Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при функционировании охраняемого ландшафта местного значения "Долина р. Царицы".
Проверкой установлено, что в нарушение указанных выше положений законодательства имеет место захламление территории охраняемого ландшафта местного значения отходами производства и потребления.
Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда, который в соответствии с положением о департаменте, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2017 года N 55/1587, является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожной деятельности, благоустройства, охраны окружающей среды, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой 14 сентября 2020 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалку отходов производства и потребления на территории охраняемого ландшафта местного значения.
Представление рассмотрено 14 октября 2020 года, однако несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории охраняемого ландшафта местного значения, поименованные в исковом заявлении, не ликвидированы.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (статья 11).
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Устава города-героя Волгограда, решения городской Думы наряду с Уставом города и другими муниципальными правовыми актами образуют систему муниципальных правовых актов Волгограда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Устава администрация Волгограда - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда, является одной из структур органов местного самоуправления Волгограда.
Согласно пункту 21 части 2 статьи 24 Устава к иным полномочиям городской Думы относится утверждение структуры администрации Волгограда по представлению главы Волгограда.
Как указано в пунктах 1, 5 статьи 38 Устава, администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего структурного подразделения.
Положения об отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделениях (органах) администрации Волгограда, являющихся юридическими лицами, утверждаются городской Думой (пункт 6 статьи 38 Устава города).
Администрация Волгограда участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района; обеспечивает создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; обеспечивает согласование мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001).
В пункте 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, как определено в примечании к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, обязанность по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Волгограда возложена на администрацию г. Волгограда.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований иска прокурора.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 июля 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.