Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Аксайского городского поселения Ростовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о предоставлении жилого благоустроенного помещения по договору социального найма, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, выслушав ФИО1, которая доводы кассационной жалобы поддержала, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Аксайского городского поселения Ростовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о предоставлении другого жилого благоустроенного помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указала, что является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес", на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, договора найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ актом межведомственной комиссии, назначенной главой Аксайского городского поселения, выявлены основания для признания жилых помещений N, 2, 3 в нежилом помещении здания Тарировочной станции по адресу: "адрес", непригодными для проживания. Заключением межведомственной комиссии администрации Аксайского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения N, 2, 3 нежилого здания по адресу: "адрес", признаны непригодными для проживания.
Просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта "адрес", равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 36, 7 кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта "адрес".
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 9 января 2020 года исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Ростовской области удовлетворены.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Ростовской области возложена обязанность предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в границах г.Аксая Ростовской области, общей площадью не менее 36, 7 кв.м.
В удовлетворении исковых требований к администрации Аксайского городского поселения Ростовской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции в удовлетворенной части исковых требований отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Ростовской области оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 октября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 декабря 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле в качестве соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2021 года решение суда первой инстанции отменено, исковые требования ФИО1 к администрации Аксайского городского поселения Ростовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о предоставлении жилого благоустроенного помещения по договору социального найма оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения по делу как вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права, без полного, всестороннего, объективного исследования юридически значимых обстоятельств дела; принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержала.
В порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене принятого по делу апелляционного определения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания судом кассационной инстанции установлены.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Положениями пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании договора найма служебного помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС") и ФИО1, ФИО1 является нанимателем служебного жилого помещения - двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес", пер. Клубный, "адрес", общей площадью 36, 7 кв.м. (т.1 л.д.11).
Первоначально указанное жилое помещение было предоставлено ФИО1, по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании постановления N от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении освободившейся квартиры в ведомственном доме Службы средств измерения СК УГМС (правопредшественник ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС"), которое было принято в соответствии с протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профкома Службы средств измерения СК УГМС (т.1, л.д.10), ДД.ММ.ГГГГ заключен типовой договора N найма жилого служебного помещения между ФИО1 и Службой средств измерений Северо-Кавказского Управления Территориального по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (т.1, л.д.138-139), Нежилое здание - Тарировочная станция и столярная мастерская по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передано в оперативное управление Федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в оперативное управление, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.35-37).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25 августа 2016 года признаны незаконными действия администрации Аксайского городского поселения, выразившиеся в отказе провести оценку соответствия жилых помещений ("адрес", N, N), расположенных в здании (Тарировочная станция) по адресу: "адрес" требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно письму администрации Аксайского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.N.267.
Суд обязал администрацию Аксайского городского поселения на заседании городской Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу рассмотреть вопрос о признании жилых помещений ("адрес", N, N), расположенных в служебно-жилом доме (Тарировочная станция) по адресу: "адрес", пригодными (непригодными) для проживания и о признании служебно-жилого дома (Тарировочная станция), расположенного по адресу: "адрес" - аварийным и подлежащим сносу (т.1, л.д.13-17).
ДД.ММ.ГГГГ актом межведомственной комиссии, назначенной главой администрации Аксайского городского поселения согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены основания для признания жилых помещений N, N, N в нежилом помещении здания Тарировочной станции непригодным для проживания (т.1, л.д.18-20).
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, установлено несоответствие жилых помещений N, N, N нежилого здания по адресу: "адрес" требованиям пункта 33 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, также указанные жилые помещения N, N, N признаны непригодными для проживания (т.1, л.д.21-22).
В состав межведомственной комиссии были включены представители ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и Территориального управления Росимущества по Ростовской области.
Согласно пункту 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 (далее - Положение), предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, а также устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из указанных норм следует, что решение о признании жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, непригодным для проживания принимает федеральный орган исполнительной власти, который также в течение 30 календарных дней должен издать распоряжение о дальнейшей судьбе жилого помещения.
Указанные требования собственником жилого помещения не выполнены, установленные сроки для принятия решения истекли, так как со дня обследования помещения прошло более трех лет.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, поскольку на жилое помещение, признанное непригодным для проживания, с ФИО4 заключен договор найма специализированного жилого помещения (служебного), то основания для возложения обязанности на ответчиков по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, полагает, что указанные выводы не соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления жилого помещения ФИО1, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Пунктом 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;
Из указанных норм следует, что предоставление служебного жилого помещения гражданину может осуществлять по решению собственника только после отнесения жилого помещения к конкретному виду специализированных жилых помещений.
В нарушение статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции (при рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции), не были исследованы по существу и не получили правовой оценки суда все обстоятельства, имеющие значение для дела, с учетом того, что спорная квартира предоставлена ФИО1 на основании ордера, не содержащего указание, что жилое помещение является служебным; сведений об отнесении спорной квартиры к служебным судом не установлено и в материалах дела не имеется, а заключение впоследствии договора найма служебного жилого помещения, без принятия в установленном порядке решения об отнесении жилого помещения к служебным, не может ограничивать права истца на пользование указанным жилым помещением, проживание в непригодных жилых помещениях представляет опасность для ФИО1, тем самым нарушаются ее жилищные права.
Частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.
В силу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Состоявшееся по делу апелляционное определение указанным требованиям не отвечает, подлежит отмене как принятое с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.