Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С, с участие прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах ФИО1 к администрации города Керчи Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи о понуждении предоставить благоустроенное жилье, по кассационной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной по гражданским делам Верховного суда Республики от 9 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, выслушав прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, которая полагала судебные постановления по делу подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора города Керчи Республики Крым, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Керчи о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, ссылаясь на то, что ФИО1 является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, 8 февраля 2002 года рождения, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв. м, вне очереди.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 9 февраля 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года изменено, абзац 2 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: обязать администрацию города Керчи Республики Крым предоставить ФИО1, "данные изъяты" годарождения, благоустроенное жилое помещение специализированногожилого фонда по договору найма специализированных жилыхпомещений по норме предоставления не менее 25 кв.м общейплощади жилого помещения.
В кассационной жалобе глава администрация города Керчи Республики Крым ФИО5 просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно положениям статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно статье 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и названным Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 9 этого Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является ребенком, лишенным родительского попечения, ребенком - сиротой, поскольку одинокая мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Керчи Республики Крым N-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г.Керчь.
При этом собственное благоустроенное жилье у ФИО1 отсутствует, администрацией города Керчи Республики Крым ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилье не предоставлено.
Согласно информации администрации города Керчи Республики Крым жилье ФИО1 будет предоставлено в порядке очередности.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ внеочередной номер ФИО1 среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а также лиц из их числа, составляет 99.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого в целом согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался нормами права, регулирующими спорные отношения, исследовал фактические обстоятельства дела, оценил доказательства по делу в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что ФИО1 относится к числу лиц, лишенных родительского попечения, на него распространяется действие Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", собственного жилья, сохраненного права пользования жильем ФИО1 не имеет, должен быть обеспечен жилым помещением, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию города Керчи Республики Крым предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исключил указание на внеочередное обеспечение ФИО1 жилым помещением и дополнил резолютивную часть решения указанием о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства дела, судебные инстанции также правомерно исходили из того, что предоставление жилых помещений названной категории лиц законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, отсутствие такого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами предыдущих судебных инстанций (с учетом выводов суда апелляционной инстанции) по разрешению дела, полагает, что указанные выводы соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями (с учетом выводов суда апелляционной инстанции) по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 20 октября 2021 года в неизменной части и апелляционное определение судебной по гражданским делам Верховного суда Республики от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.