Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3890
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморская производственная компания "Восток" на решение от 26.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 по делу N А51-3253/2008 25-113 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приморская производственная компания "Восток" к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления N 06-09-01/05 от 17.03.2008.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Приморская производственная компания "Восток" (далее - общество, ООО "ППК "Восток") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - управление Росприроднадзора, административный орган) N 06-09-01/05 от 17.03.2008, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.05.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, так как суд пришел к выводу о нарушении последним пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности), при проведении рубок согласно лесорубочному билету. Поэтому у административного органа имелись основания для признания общества виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей природной среды.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе общества, которое просит их отменить, сославшись на неправильное применение судом норм административного законодательства и Правил пожарной безопасности, и принять. новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом не принято во внимание обстоятельство о несоответствии постановления прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. В нарушение положений статьи 26.2 настоящего Кодекса судами признаны доказательствами по делу документы, не отвечающие признакам доказательств по делу об административном правонарушении. Заявитель жалобы также не согласен с выводами судов относительно наличия оснований, свидетельствующих о событии вмененного обществу правонарушения.
Управление Росприроднадзора в отзыве на жалобу возражает против удовлетворения жалобы и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Общество и административный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в ходе освидетельствования мест рубок главного пользования, проведенных обществом на основании лесорубочного билета от 09.02.2006 N 21 в квартале 74 (выдел 10) Тайгинского лесничества Дальнегорского лесхоза, лесничим установлено, что при разработке лесосеки на площади 3,3 га обществом очистка мест рубок проведена неудовлетворительно: имеет место захламление просек и границ лесосеки. Данный факт зафиксирован в акте освидетельствования от 12.10.2007, который явился основанием при рассмотрении материалов проверки исполнения требований лесного и природоохранного законодательства Российской Федерации заместителем Приморского межрайонного природоохранного прокурора (далее - прокурор) для вынесения 29.01.2008 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ.
Определением от 11.02.2008 N 06-09-01/05 административным органом названное постановление принято к производству с назначением времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление N 06-09-01/05 от 17.03.2008 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
Общество не согласилось с постановлением управления Росприроднадзора и оспорило его в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что доказательства нарушения обществом Правил пожарной безопасности в материалах дела представлены, поэтому административный орган на законных основаниях назначил обществу оспариваемым постановлением административное наказание. Выводы суда обоснованы подлежащими применению нормами материального права.
Доводы жалобы отклоняются как лишенные правового обоснования.
Устанавливая обстоятельства данного дела, судебные инстанции, исходя из толкования закрепленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Лесным кодексом Российской Федерации положений о соблюдении участниками лесных отношений обязательных требований пожарной безопасности, пришли к выводу о том, что лица, осуществляющие использование лесов, ответственны за нарушения требований пожарной безопасности. В числе иных мер пожарной безопасности в лесах пунктом 16 Правил пожарной безопасности предписано, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой леса следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В лесорубочном билете N 21 оговорено, что очистку лесосек следует производить одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней.
Судом установлено, что на момент освидетельствования 12.10.2007 имеет место факт неудовлетворительной очистки лесозаготовителем мест рубок, захламление просек и границ на площади 3,3 га, что по существу подтверждено руководителем общества в объяснениях, данных 29.01.2008 Приморскому межрайонному природоохранному прокурору.
Диспозицией статьи 8.32 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах; объектом такого правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция соглашается с выводами судов обеих инстанций о соответствии закону постановления управления Росприроднадзора о признании общества виновным в совершении правонарушения по названной норме права.
Утверждения заявителя о несоответствии постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении требованиям статей 28.2, 28.5 КоАП РФ несостоятельны.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
На основании акта освидетельствования от 12.10.2007, составленного лицом, уполномоченным в области осуществления государственного лесного контроля и надзора, прокурором в порядке статьи 28.4 КоАП РФ вынесено постановление от 29.01.2008.
В названном постановлении содержатся сведения о том, что вменяемое обществу правонарушение нашло подтверждение копиями лесорубочного билета N 21 и вышеназванного акта освидетельствования мест рубок.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ определено понятие доказательств по делу об административном правонарушении, к которым отнесены любые фактические данные, на основании которых устанавливаются, в том числе, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, влияющие на исход дела. В качестве таких данных в настоящем деле судом приняты вышеназванные документы, которым дана оценка как относимым и допустимым доказательствам в их взаимосвязи и совокупности.
Отсюда нашел подтверждение материалами дела вывод суда о неисполнении возложенной на общество, как участника лесных отношений, обязанности по выполнению обязательных требований пожарной безопасности.
Порядок привлечения общества к административной ответственности судом проверен, в результате чего сделан вывод о соблюдении административным органом установленной административным законодательством процедуры привлечения к административной ответственности.
Иные доводы жалобы судом исследовались, им дана надлежащая правовая оценка, в том числе относительно наличия события вмененного обществу правонарушения и их количества, за совершение которых при рассмотрении вопроса о назначении административного наказания не подлежат применению положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Учитывая, что доводы жалобы не опровергают обоснованность выводов суда и фактически сводятся к иной, чем у суда оценке доказательств, то они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.05.2008, постановление от 15.07.2008 Пятого арбитражного апелляционного суда по,делу N А51-3253/2008 25-113 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ определено понятие доказательств по делу об административном правонарушении, к которым отнесены любые фактические данные, на основании которых устанавливаются, в том числе, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, влияющие на исход дела. В качестве таких данных в настоящем деле судом приняты вышеназванные документы, которым дана оценка как относимым и допустимым доказательствам в их взаимосвязи и совокупности.
...
Порядок привлечения общества к административной ответственности судом проверен, в результате чего сделан вывод о соблюдении административным органом установленной административным законодательством процедуры привлечения к административной ответственности.
Иные доводы жалобы судом исследовались, им дана надлежащая правовая оценка, в том числе относительно наличия события вмененного обществу правонарушения и их количества, за совершение которых при рассмотрении вопроса о назначении административного наказания не подлежат применению положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3890
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании